На Форуме труда обсудили будущее госслужбы

На Форуме труда обсудили будущее госслужбы

Госслужба будущего — какой она должна быть? Своим видением новой модели государственной службы поделились участники V Санкт-Петербургской международного форума труда. Организатором дискуссионной площадки «Модернизация государственной гражданской службы в новых социально-экономических реалиях» стали Минтруд России и комитет госслужбы и кадровой политики администрации губернатора Санкт-Петербурга.

В конце года заканчивается срок действия указа «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019−2021 годы». В администрации президента Российской Федерации уже приступили к подготовке нового документа. И как отметил заместитель начальника управления президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров Александр Орехов, к этой работе подключили представителей госорганов федерального и регионального уровня.

Планируется, что в новом указе обязательно будут отражены вопросы профессионального развития госслужащих, корпоративной культуры и дальнейшего развития ИКТ. Кроме этого рассматривается запрос на проведение нормативной гильотины. По словам Александра Орехова, работу кадровиков нужно упрощать — сделать ее прозрачной, удобной и понятной.

Какие направления развития госслужбы они бы обязательно включили в новый указ, рассказали спикеры сессии «Новые формы организации труда государственных гражданских служащих».

На пути к космосу

Так, Сергей Бочаров, директор департамента государственной службы и государственного управления Нижегородской области, предложил тему корпоративной культуры, расширение межрегионального сотрудничества и обмена опытом, а также проведение обучения и развитие госслужащих на новом уровне, не ограничивающемся только своим субъектом федерации.

Директор департамента по развитию человеческого капитала аппарата Счетной палаты Российской Федерации Алексей Суханов поддержал коллегу в вопросе межведомственных обменов. Причем, по мнению Алексея Суханова, обмен лучшими практиками и прорывными технологиями может стать конкурентным преимуществом госорганов перед коммерческими компаниями. Ведь госорганы могут не соревноваться друг с другом, а, наоборот, объединиться для их разработки и внедрения.

Еще два направления, которые представителей Счетной палаты хотел бы увидеть в новом документе, он назвал космическими предложениями, без которых, однако не обойтись. Алексей Суханов считает, что на госслужбе необходимо внедрять принципы эджайла, в манифесте которого, в частности, говорится о том, что люди важнее процесса, а работающий продукт важнее исчерпывающей документации.

Во-вторых, он обратил внимание участников дискуссии на существование гало-эффекта как в госсекторе, так и в бизнес-структурах.

«Далеко не всегда хороший специалист может быть хорошим руководителем. Считается, что управленец — это не профессия. Это не так. Управленец — это человек, который профессионально умеет организовать работу, умеет подобрать и обеспечить нужные ресурсы и обеспечивает достижение необходимого результата», — сказал Алексей Суханов.

По его мнению, если назначения на руководящие должности будут сопровождаться сертификацией по управленческим компетенциям, либо обязательным направлением на обучение, это серьезно повлиять и на эффективность работы и качество кадров на госслужбе.

Манифест госслужащего будущего

Со своим «манифестом» выступил Леонид Вахнин, заместитель директора департамента проектной деятельности и госполитики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда.

По его мнению, дальнейшее развитие института госслужбы будет связано с отраслевым профессионализмом служащих. Как показывает опыт, при смене команд, которые приходят в незнакомую сферу, происходят сбои. Поэтому очень важна компетентность, профессиональное образование служащих, на чем всегда настаивали в Минтруде.

Леонид Вахнин также считает, что необходимо уходить от концепции универсального чиновника, частично отказаться от видового единства госслужбы, так как гражданская служба развивается своими путями и во многом несовместима, например, с военной.

Кроме этого представитель Минтруда указал на такие важные вещи, как гибкость структуры и культуру. На примере своего министерства он показал влияние специфики деятельности на миссию Минтруда.

Тему культуры госслужбы поддержал директор экспертно-аналитического центра института ВШГУ РАНХиГС Михаил Морозов. По его словам, было бы неплохо, чтобы в органах публичной власти была сформирована единая культура службы, и нормативно-правовое поле регулирования этой службы также подошло к единому знаменателю.

Еще одним из предложений, которым поделился Михаил Морозов, — это следовать принципу простоты. Причем не только в работе кадровиков, но и в понимании того, что происходит с госслужащими, и всех процессов, связанных с замещением и оценкой при замещении должностей, что влияет на имидж госслужбы.

Также на имидж госслужбы влияет еще один важный фактор — восприятие служащих в обществе. Чтобы граждане хорошо воспринимали госслужащих, позитивно оценивали их деятельность, важно, чтобы служащие были открыты, проактивны и искренне стремились в пределах своих возможностей решить задачи людей, которые к ним обратились, добавил Михаил Морозов.