Чин по чину

Чин по чину

Одним из атрибутов современной государственной гражданской службы в России является классный чин.

Институт чинов исторически сформировался еще в Российской империи и был закреплен в «Табели о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных» (1722 год) — акте, действующим вплоть до 1917 года. В период СССР фактически все служащие были государственными, при этом каких-либо чинов не имели, за исключением отдельных категорий (военнослужащие, прокурорские, дипломатические работники и ряд других).

В 1996 году указом президента Российской Федерации № 578 введены квалификационные разряды федеральных государственных служащих, но уже в 2004 году с принятием Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены чины государственной гражданской службы Российской Федерации, действующие сегодня.

При этом в законе «О госслужбе» мы не найдем определения, что же такое классный чин гражданской службы Российской Федерации. Статья 11 79-ФЗ определяет только, что классные чины присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и т. д.

К тому же, несмотря на установленное указом президента № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» соотношение чинов государственной гражданской службы воинским и специальным званиям, классным чинам юстиции и классным чинам прокурорских работников, фактически их статус является существенно заниженным.

Основными причинами этого являются, во-первых, сложная система чинов и званий государственной службы. Если до 1917 года государственные служащие всех ведомств имели единые чины (статские), то сейчас гражданин может иметь воинское звание — рядовой, специальное звание — подполковник полиции и классный чин — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, но все они между собой не соотносятся. А ведь еще есть чины субъектов Российской Федерации;

Во-вторых, небольшие оклады за классные чины. Например, оклад за самый высокий классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 1 класса (равный генералу армии, генералу полиции и т. п.) составляет всего — 3 тысячи 479 рублей, в то время как оклад за самое низкое воинское или специальное звание составляет 5 тысяч 794 рубля (с 1 октября 2021 — прим. Ред.).

Третья причина — длинные, неинформативные названия. Например, называя звание полковник, мы сразу, как правило, понимаем высокий статус его обладателя, в то же время название чина советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса для большинства не несет никакой смысловой нагрузки.

Кроме этого, для произнесения слова полковник требуется менее 1 секунды, а вот на произнесение приведенного классного чина потребуется уже не менее 6 секунд. Вместе с такими же, в большинстве случаев, длинными должностями гражданской службы получается громоздкий набор слов.

И в-четвертых, отсутствие овеществления (визуализации) классных чинов в большинстве государственных органов. Форменную одежду и прилагаемые к ней погоны (наплечные знаки) для госслужащих имеют только специфические структуры, такие как Минобороны России, МЧС России, ФНС России, Росздравнадзор и ряд других.

Это и много другое приводит к восприятию классных чинов гражданской службы, скорее, как к очередной надбавке, а не статусного ранга госслужащего. В практике некоторых ведомств были случаи, когда госслужащие отказывались подготавливать представление к очередному классному чину, считая, что трудозатраты не сопоставимы с разницей в окладах за чин. В противоположность этому, в ряде структур само присвоение классного чина преподносится как поощрение, которое госслужащий еще должен заслужить.

Вместе с этим, уровень профессионализма, отмечаемый классным чином, представляет собой ступень в комплексной профессиональной оценке госслужащего. Каждый присваиваемый классный чин отражает степень его квалификации и является дополнительным стимулом закрепления опытных кадров. Присвоение максимального классного чина (в пределах группы должностей) подчеркивает ценность служащего для конкретного государственного органа.

Таким образом, решая задачу по повышению значимости классных чинов, их престижа, кадровым службам необходимо прежде всего развивать государственно-служебную культуру ведомства.

В качестве примера можно привести сложившуюся практику Росфинмониторинга. В 2017 году служба стала призером Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» за представление кадровой практики «Кадровый вестник как инструмент формирования государственно-служебной культуры». Практика представляет собой информационные слайды по основным кадровым событиям: приему, повышениям, поощрениям, а также присвоенным классным чинам (как первым, так и очередным).

Одной из отличительных особенностей внедренной практики явилась успешная визуализация иерархии классных чинов, представляющая собой условную линию в 15 звезд, по количеству классных чинов, сгруппированных по три в каждой группе должностей.

Проведенный среди сотрудников опрос по наиболее интересным рубрикам «Кадрового вестника» показал, что сам факт публичного поздравления с присвоением классного чина важен для 25% опрошенных. Причем это количество выросло с 15% опрошенных после запуска проекта.

Вторым примером популяризации классных чинов является присвоение в качестве меры поощрения за особые отличия на гражданской службе очередного классного чина на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности, в пределах группы должностей (п.п. 2 п. 15. ст. 11 № 79-ФЗ — прим. Ред.).

Эта норма в полном объеме стала применима с выходом постановление правительства Российской Федерации № 1000 «Об утверждении таблицы соответствия классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации должностям федеральной государственной гражданской службы главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей в федеральных органах исполнительной власти» в 2019 году.

При этом, в федеральных службах присвоение классных чинов на одну ступень выше наиболее эффективно для должностей ведущей группы (советник и заместитель начальника отдела). Однако такая мера поощрения не должна носить массовый характер, ее следует применять только для наиболее профессиональных и заслуженных сотрудников.

Приведенные примеры по повышению значимости присвоения классных чинов гражданской службы не являются исчерпывающими, но уже апробированы на практике и имеют длительный положительный эффект в развитии государственно-служебной культуры государственных органов.

Сергей Гулецкий