Резерв управленческих кадров: общая концепция и методрекомендации

Резерв управленческих кадров: общая концепция и методрекомендации

Познакомиться с алгоритмом формирования резерва управленческих кадров (РУК) и технологией личностно-профессиональной диагностикой кандидатов теперь можно на портале Госслужбы. В разделе «Резерв кадров» опубликованы методические рекомендации, разработанные РАНХиГС в целях реализации общей концепции формирования и использования РУК в Российской Федерации.

В методических рекомендациях отражаются все наиболее значимые этапы организации работы с резервом управленческих кадров, включая планирование количественного и качественного состава резерва, определение основных источников его комплектования, подготовку и личностно-профессиональное развитие участников резерва, оценку эффективности проводимой работы.

Необходимость создания единой системы отбора и оценки управленцев назрела давно. Резервы управленческих кадров создаются в России с 2008 года, причем на разных уровнях: региональном, муниципальном, федеральном, сформирован президентский резерв, также свои резервы есть в двух федеральных округах. Как рассказал Кадровому совету Илья Шебураков, декан факультета оценки и развития управленческих кадров РАНХиГС, один из разработчиков концепции, работа с резервами велась разрозненно.

«Все эти практики очень отличались между собой как по уровням резервов, так и внутри уровней. Возникла необходимость сделать работу с РУК более упорядоченной и эффективной. И самое важное, если раньше у каждого регионального начальника была „своя записная книжка“, то теперь возникла идея все эти записные книжки с резервами объединить в одну базу данных. Это позволит сделать более мобильными самих резервистов, быстро находить нужные кадры, причем не только в своем регионе. С другой стороны, это заставит начальство конкурировать за людей», — отметил Илья Шебураков.

Он уверен, что созданная система позволит более результативно решать задачи поиска эффективных кадров в масштабах страны, но для этого предстоит создать единую систему оценки кандидатов в резерв и внедрить ее в субъектах Российской Федерации.

Авторы концепции предлагают использовать при формировании управленческого резерва технологию личностно-профессиональной диагностики кандидатов. Она подразумевает, что каждый участник резерва получает рейтинговый балл, который соответствует определенному управленческому уровню. Данную систему, по словам Шебуракова, РАНХиГС успешно реализует с 2014 года. В этой оценке принимали участие резервисты федерального РУК всех уровней: перспективного, базового и высшего. Полный цикл всех работ, связанных с формированием резерва, был реализован в Калининградской области. Отдельные элементы концепции применялись в Новгородской, Тверской, Астраханской и Воронежской областях. В этих регионах оценивались руководители и кандидаты в резерв в административных центрах, т. е. руководители муниципального уровня.

«Апробация подходов показала, что получение сопоставимых результатов оценки, в том числе с привлечением региональных экспертов, — реальность, — подчеркнул Шебураков. — Сейчас уже несколько субъектов Российской Федерации начали эту работу у себя именно на основе предлагаемой методологии. Таких субъектов уже около десятка. И намечаются очень интересные результаты».

Над разработкой концепции работала большая команда РАНХиГС, включая ректора Владимира Мау и проректора Дмитрия Буташина, представители администрации президента. На разных этапах работы свои предложения вносили руководители федеральных ведомств, губернаторы, полпреды, руководители научных и образовательных организаций.

«Несмотря на то что концепция объединяет очень разные резервы, она получилась сбалансированной, учла возможность применения лучших практик и в то же время не мешает разумным новациям в будущем», — резюмировал Илья Шебураков.

Карашаш Ногаева