Учиться надо непрерывно

Учиться надо непрерывно

Андрей Ошурков, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, канд. техн. наук, советник директора Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра, много лет работавший в аппарате полпреда Президента России в СЗФО, рассказал Кадровому совету, почему госслужащим нужно дополнительное образование, чему и как их учить.

Государственные служащие — люди сверхзанятые, обремененные массой служебных и общественных обязанностей, с утвердившейся системой жизненных ценностей и привычек. Они получили высшее образование, а то и не одно. Некоторые имеют ученые степени и звания.

Поэтому возникает много вопросов о дополнительном образовании гражданских и муниципальных служащих. Например, можно ли их чему-то научить и нужно ли вообще это делать? Кто определяет, что настала пора учёбы, сам служащий или его работодатель, или это формальное требование закона? Если учиться всё же надо, то в какой форме? Иными словами — чему и как их учить?

Кадры решают всё

Более 23 лет я был государственным служащим, из которых 6 лет работал начальником контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе. Вместе с Контрольным управлением Президента России мы организовали и провели несколько сотен проверок, в том числе и по вопросам исполнения законодательства о гражданской и муниципальной службе. Банально, но при любом политическом режиме и при любой форме правления остаётся актуальным лозунг «Кадры решают всё!»

В ходе проверок мы не раз выявляли пробелы в подготовке гражданских и муниципальных служащих. Например, они не умели обобщать и анализировать текстовую и числовую информацию, допускали орфографические, пунктуационные и арифметические ошибки. Также госслужащие испытывали проблемы при взаимодействии с организациями «третьего» сектора (НКО) и бизнес-сообществом, были слабо подготовлены по обеспечению открытости, доступности и наглядности информации.

Эти проблемы стали поводом для разработки и реализации специальных образовательных проектов во многих субъектах РФ, включая Санкт-Петербург.

В то же время контрольный процесс нередко превращался в свободное общение, в импровизированные семинары по обмену лучшими практиками, что, несомненно, способствовало взаимному повышению квалификации как проверяемых, так и проверяющих. И результаты проведенных проверок в полной мере доказывали — учиться надо непрерывно!

Не только учеба, но и воспитание

Мне также представляется, что любая образовательная программа должна начинаться с краткого исторического пролога, ретроспективы событий далекого и недавнего прошлого.

В этом я еще раз убедился на заседании Кадрового совета в апреле 2016 года, когда губернатор Санкт-Петербург Георгий Полтавченко после обсуждения вопроса, связанного с обучением, неожиданно задал риторический вопрос: «Научить-то мы научим, а вот кто будет заниматься мотивацией и воспитанием госслужащих?» И тут же привел пример, как он был обескуражен, когда сопровождающие его госслужащие не смогли ответить на вопрос, какому историческому событию посвящен памятник в Александровском парке.

В качестве отклика на замечание губернатора в настоящее время петербургский Комитет государственной службы и кадровой политики планомерно готовит и проводит цикл лекций по исторической тематике.

Больше практики

По личному многолетнему опыту знаю, что любые научные семинары, конференции, симпозиумы и другие подобные мероприятия ценны не только и не столько тем, что лекторы-докладчики говорят с трибуны. Не менее важно также то «неупакованное», о чем можно узнать в кулуарах и перерывах. Поэтому для обмена мнениями, опытом, лучшими практиками нужно всячески поощрять дискуссии, интерактивные формы занятий, тренинги, ролевые игры под руководством опытных модераторов.

Высокая должность и новые знания

Нетривиальная ситуация складывается в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, квалификационные требования к которым законом не регламентированы. Схожая ситуация и со служащими, занимающими высшие должности. Но и им приходится решать — научились ли они ранее всему и на всю жизнь или всё же надо учиться новому всю жизнь. Полагаю, что этих людей полезно хотя бы иногда вырывать из привычных начальственных стен и на несколько дней помещать в новую среду с «другими декорациями», как это зачастую делает Администрация Президента Р Ф.