Вице-премьер Дмитрий Григоренко о масштабной реформе контрольно-надзорной деятельности
Всю контрольно-надзорную систему нужно делать более современной, уверен заместитель председателя правительства Российской Федерации — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко. О масштабной реформе контрольно-надзорной деятельности, которую проводит правительство, Дмитрий Григоренко рассказал в интервью «Российской газете». Материал опубликован на сайте кабмина.
Как напомнил глава аппарата правительства, система контрольно-надзорной деятельности, с которой Россия вошла в XXI век, сформировалась еще в советское время. Жизнь менялась, а основные принципы оставались прежними.
«Это не только отрицательно сказывалось на качестве работы самой системы, но и затрудняло развитие бизнеса, препятствовало экономическому росту. Было понимание, что эту систему нужно упрощать и за счет этого уменьшать административную нагрузку на предпринимателей. В результате по поручению президента стартовала работа по инвентаризации всех обязательных требований, отмене устаревших и утверждению современных норм, сформированных с учётом актуального уровня технологического развития — так называемая „регуляторная гильотина“», — отметил Дмитрий Григоренко.
Под «гильотину» попали более 12 тысяч актов — это более 90% всех актов, содержащих обязательные требования, при этом большая часть — документы советских времен, остававшиеся в силе. Им на смену пришло новое регулирование, составленное с учетом современных реалий. В рамках этой работы было принято почти 450 актов.
При этом «регуляторная гильотина» — это только часть большой работы, начатой еще в 2016 году. По результатам пятилетней работы также подготовлены и приняты закон о госконтроле и его закон-спутник.
«Не погрешу против истины, если скажу, что за два последних десятилетия мы впервые приводим в порядок все правовые акты, регулирующие государственный и муниципальный контроль. Это имеет огромное значение для всей законодательной системы России. В законе о госконтроле предусмотрено смещение акцента с проверок, затратных как для бизнеса, так и для контрольных органов, на профилактику и предупреждение нарушений. Обеспечено максимальное согласование внеплановых мероприятий с органами прокуратуры, которые являются своего рода независимым „фильтром“. Степень интенсивности контроля и его формы теперь увязаны с рисками от возможного несоблюдения требований. Это называется риск-ориентированный подход. До принятия закона такой подход распространялся только на 25 видов федерального контроля. Теперь же он охватывает 96 видов», — добавил вице-премьер.
При этом ключевая идея закона-спутника заключается в том, что контроль следует осуществлять в рамках единого подхода. «Спутник» вносит изменения в 132 отраслевых закона, которые регулируют 96 видов федерального контроля, 30 видов регионального контроля и семь видов муниципального контроля.
Сейчас ведется работа над около 500 нормативными правовыми актами, направленными на исполнение закона о госконтроле и закона-спутника. Значительная часть правительственных актов, необходимых для этого, уже принята.
Что касается закона о госконтроле, то при его подготовке авторы исходили из необходимости цифровизации контрольно-надзорной деятельности, снижения интенсивности контактов проверяющих с проверяемыми. Для этого, по словам Дмитрия Григоренко, предусмотрено использование ряда информационных систем, в их числе — единый реестр контрольных мероприятий, единый реестр видов контроля, информационная система досудебного обжалования.
Говоря о системе обязательного досудебного обжалования действий и решений контрольно-надзорных органов, зампредседателя правительства среди плюсов отметить тот факт, что система позволяет сделать взаимодействие граждан и бизнеса с госорганами более комфортным, сократить временные и финансовые издержки, снизить нагрузку на суды. В пилотном формате она была запущена в августе прошлого года. В эксперименте участвовали 19 министерств и ведомств, включая ФНС России, Ростехнадзор, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор.
Дмитрий Григоренко отметил, что система досудебного рассмотрения решений уже доказала свою эффективность. Например, в Федеральной налоговой службе, где такая практика стала обязательной с 2014 года, количество обращений в суды снизилось в разы.
Также этот механизм поможет получить объективные данные о том, какие аспекты деятельности надзорных ведомств вызывают наибольшее количество нареканий, будут понятны виды нарушений, причины жалоб, что именно оспаривается.
«Работая с этой фактурой, мы поймем, что нужно менять, где работать с проверяющими и принять меры для повышения эффективности их работы. Глобально выход идет на то, что требований становится меньше, они проще и больше отвечают реалиям сегодняшнего дня, контроль проводится с использованием цифровых технологий и риск-ориентированного подхода, когда предупреждающие о возможных нарушениях „лампочки“ загораются сами. Мир в этой части поменялся, поэтому всю контрольно-надзорную систему нужно делать более современной», — подытожил Дмитрий Григоренко.
Фото: скриншот видеосовещания в правительстве РФ на сайте кабмина http://government.ru/.