HR-специалисты раскрыли особенности трудоустройства зумеров

HR-специалисты раскрыли особенности трудоустройства зумеров

Поколение, рожденное в нулевых, или зумеры, начали выходить на рынок труда и менять сложившиеся правила найма сотрудников. Их основная особенность в том, что, в отличие от предшественников, они не боятся остаться без работы, меньше сфокусированы на карьерном росте и склонны «искать себя».

Общие тенденции трудоустройства молодых сотрудников на первую работу представила президентская платформа «Россия — страна возможностей», которая провела совместное исследование со стаффинговой группой ANCOR в рамках карьерного проекта «Профразвитие». В онлайн-опросе приняла участие почти тысяча HR-специалистов, занятых в подборе персонала в различных сферах.

Отмечается, что перечисленные выше особенности поколения — одна из самых распространенных причин отказа работодателей принимать на работу молодых сотрудников (30% по данным опроса). Но чаще всего зумерам отказывают из-за слишком высоких зарплатных ожиданий для специалиста без опыта работы (с этим столкнулись 47% HR).

Между тем кадровый голод, сложившийся на рынке труда, вынуждает компании искать плюсы в том, чтобы трудоустраивать зумеров. Так, 35% респондентов исследования назвали нехватку персонала основной причиной найма молодежи. 78% опрошенных также находят плюсы в том, что получают возможность вырастить нужного специалиста с нуля.

Основным инструментом привлечения молодежи остается приглашение на практику — им пользуются 69% опрошенных представителей работодателей. 35% участвуют в ярмарках вакансий, а еще 35% проводят оплачиваемые стажировки.

«Тенденция действительно складывается таким образом, что все больше работодателей рассматривают инструмент стажировок в качестве способа привлечения молодежи в штат. В прошлом году на платформе „Россия — страна возможностей“ мы запустили проект „Профразвитие“. Он призван помочь не только молодежи начать карьеру со стажировки в проверенных компаниях, но и работодателям в поисках подходящих сотрудников. Участие в проекте облегчает организациям поиск стажеров из числа студентов, выпускников и молодых специалистов. Отмечу, что 75% актуальных стажировок каталога проекта оплачиваются, а многие работодатели рассматривают стажеров в качестве будущих работников и готовы трудоустроить их после удачного прохождения стажировки», — сказал первый заместитель генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов.

Руководитель практики развития и продвижения бренда работодателя ANCOR Виктория Старостина в свою очередь отметила, что треть работодателей считают оплату стажировок не обязательным минимумом, а инструментом стимулирования, который привлекает молодежь.

Участники опроса также ответили на вопрос, каким критериям должен соответствовать молодой специалист без опыта работы, чтобы претендовать на трудоустройство. Выяснилось, что HR-специалисты ценят у зумеров умение обучаться, высокую мотивацию и ответственность. Профильное образование, наличие профессиональных навыков, средний балл в учебе и личностные компетенции также играют важную роль.

Кроме этого большая часть опрошенных (51%) обращают внимание на вуз (и речь идет не только о профильных специальностях). В пятку лидеров российских вузов, по мнению опрошенных работодателей, вошли НИУ ВШЭ, МГУ, Президентская академия, МГТУ и Финансовый университет при правительстве Российской Федерации.

Озвучили работодатели и ошибки, которые юные кандидаты совершают при трудоустройстве: чрезмерная уверенность в своих силах, опоздания на встречи и собеседования, неграмотно составленное резюме, непонимание вакансии и требований, низкий уровень владения универсальными навыками (soft skills), отсутствие знаний о компании, неопрятный внешний вид, неуверенность в себе, неспособность справиться с волнением и страхом, неуместное поведение.

Еще один блок исследования президентской платформы «Россия — страна возможностей» и ANCOR касался источников поиска молодых кадров. Самым популярным названы сайты поиска работы. Их используют 58% респондентов. Компании также активно сотрудничают с образовательными учреждениями — 55%. Еще 55% считают знакомства и «сарафанное радио» важным источником привлечения молодых сотрудников. Чуть менее активно HR используют соцсети и мессенджеры (49%), собственные сайты (40%), государственные сервисы (22%) и кадровые агентства (18%).

Фото с сайта Freepik https://www.freepik.com.