КС встал на защиту прав госслужащих при необоснованном увольнении
Государственные служащие получили поддержку в лице Конституционного суда Российской Федерации при необоснованном увольнении из-за проблем, возникающих при перераспределении должностных обязанностей на работе. Соответствующее постановление опубликовано на сайте КС, передает ТАСС.
Поводом для проверки конституционности ряда положений ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» стала жалоба Ларисы Зарубиной, которая с 2008 года работала референтом департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ. Весной 2019 года в министерстве создали новый департамент, которому перешли функции нескольких отделов и штат госслужащих. Начальство предложило Ларисе Зарубиной должность советника отдела департамента со сходными обязанностями, однако от такого назначения она отказалась, поскольку новая должность формально была ниже уровнем. В результате служебный контракт расторгли, а саму госслужащую уволили.
Лариса Зарубина обжаловала увольнение в суде, однако ее исковые требования не были удовлетворены. После обращения в несколько инстанций женщина подала жалобу в КС РФ.
Сами по себе оспариваемые положения закона о госслужбе были признаны не противоречащими Конституции, но в той мере, в какой они «не предполагают изменения по инициативе представителя нанимателя существенных условий служебного контракта в связи с введением в штатное расписание взамен существующей должности — новой, относящейся к иной категории или группе, со сходными обязанностями и не предполагают увольнения госслужащего в связи с его отказом от замещения иной (нижестоящей) должности».
При таком изменении в организационно-штатной структуре госоргана должны применяться правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей гражданской службы, указал КС.
В постановлении отмечается, что перераспределение должностных обязанностей, которое необходимо для повышения эффективности работы госоргана, и исключение из штатного расписания замещаемой госслужащим должности «не может расцениваться в качестве изменения существенных условий служебной деятельности и не является основанием для одностороннего изменения представителем нанимателя условий служебного контракта».
«Применение же в подобных ситуациях в качестве основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения гражданского служащего, замещающего подлежащую исключению из штатного расписания государственного органа должность гражданской службы и не выразившего согласия на замещение иной предложенной ему должности гражданской службы, п. 7 ч. 1 ст. 33 данного ФЗ <…> расходилось бы с действительными целями, которые преследовал федеральный законодатель», — говорится в постановлении.
В связи с этим судьи КС пришли к выводу, что дело Ларисы Зарубиной подлежит пересмотру в установленном порядке.