Обучение госслужащих: как выбрать программу повышения квалификации
Рынок образовательных программ, предлагаемых госслужащим, насыщен самыми разными предложениями. Краткосрочные, смешанные, со стажировками, с использованием дистанционных технологий и электронного обучения, тренингового формата. Сотни и тысячи программ, которые привлекают потенциальных клиентов актуальностью рассматриваемых вопросов и известными именами. Вместе с тем, грамотно распорядиться бюджетом на образование, остается сложной задачей.
Не секрет, что образовательные организации в погоне за государственным заказом сегодня готовы взяться за любую интересную с финансовой точки зрения закупку, иногда даже толком не прочитав задание. Часто и сами госзаказчики не могут четко сформулировать свой запрос на обучение, в итоге получая не соответствующий ожиданиям результат.
В этой статье мы попробуем сформулировать перечень основных правил, которые помогут кадровику госзаказчика, планирующего организовать обучение своих госслужащих, подготовить задание образовательной организации и выбрать качественную образовательную программу.
Даешь компетенции в ТЗ
Допустим, что вы уже определились с задачами обучения коллег-госслужащих и имеете четкое представление, для чего именно потребуется их повышение квалификации, на достижение каких стратегических и тактических целей будет направлена учеба. Иными словами, планируя обучение, вы точно знаете для себя ответ на вопрос «зачем». Но как правильно сформулировать свой запрос образовательной организации на бумаге? Обычная, и, к сожалению, неправильная практика, — в заданиях к контрактам описание целей обучения дается либо слишком обще и размыто (например, «необходимо для актуализации знаний и умений…», «в целях профессионального развития…» и т. п.), либо описание целей обучения сводится к перечню вопросов для изучения слушателями программы.
При формировании задания мы рекомендуем дать четкое определение результатов обучения в терминах компетенций. Необходимо выбрать и максимально подробно описать все компетенции, развитие которых будет являться результатом обучения госслужащих вашего органа власти. Выдумывать формулировки требуемых компетенций в этом случае не нужно. Хорошими подсказками для кадровика, готовящего задание, станут справочник квалификационных требований Минтруда и, конечно же, должностные регламенты госслужащих.
Сформулировать компетенции, которые слушатели программы будут совершенствовать в ходе учебы, — важный шаг в сторону организации эффективного обучения. Но определиться с описанием компетенций «на выходе» (т.е. с результатом обучения) еще не достаточно. Важно установить, с помощью каких методов вам (с помощью образовательной организации) удастся объективно оценить, достигнут или не достигнут планируемый результат обучения.
Для разных компетенций применяются разные методы их оценки, что очевидно. В этой связи важно не допустить, чтобы оценка образовательных достижений слушателей проводилась «под одну гребенку» (стандартное требование о проведении итоговой аттестации в конце программы в единственно возможной форме, как правило, в форме тестирования, вряд ли уместно для грамотно подготовленного задания). Целесообразно комбинировать выбор методов оценки (тестирование, выполнение групповых упражнений, подготовка и защита проектов и т. п.) в зависимости от компетенций, применяя разные методы оценки в промежуточной и итоговой аттестации.
Лучше меньше, да лучше
Еще одно правило к образовательным программам — согласованность и связанность их элементов, возможность комбинирования с другими программами. Профессиональный организатор обучения при формулировании требований должен руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». К сожалению, большинство заказчиков забывают об этом, включая в требования к содержанию программ по семь, десять и больше тем обучения, пытаясь охватить самый широкий круг вопросов, зачастую не связанных друг с другом. Из-за этого повышение квалификации обращается в «экскурс по верхам», в так называемое «вау-обучение». Мы рекомендуем прежде всего быть умеренными в своих желаниях и включать в одну программу обучения меньше тем, но с гарантией их полного раскрытия и усвоения. Если же требуется обучение по широкому перечню вопросов, стоит предусмотреть разработку несколько программ, например, модульных.
В наш век высоких технологий, когда у каждого под рукой есть смартфон или планшет, мы не можем пройти мимо еще одного требования к современной качественной образовательной программе. Программа должна обеспечивать мобильность обучающихся (речь идет о том, что слушатель программы как минимум должен иметь возможность воспользоваться материалами программы в любое время, удаленно, из любой точки мира, где бы он ни находился). Поэтому мы считаем необходимым отдавать приоритет тем программам, учиться на которых можно как очно, так и дистанционно. Кстати, об этом опосредовано говорит и федеральный закон о госслужбе (79-ФЗ), согласно которому и госзаказчик, и образовательная организация обязаны обеспечить все необходимые условия для профессионального развития госслужащего.
Опыт — наше все
Пожалуй, самое простое требование о профессионализме и компетентности преподавательского состава образовательной программы, является и самым сложно выполнимым. Большинство кадровиков, занимающихся подготовкой заданий на обучение, отождествляют квалификацию преподавателей с количеством документов, ее подтверждающих (дипломов, удостоверений о присвоении степеней и званий, трудовых договоров и т. п.). При этом те же кадровики на собственном опыте знают, что наличие таких «бумажек» абсолютно не гарантирует, что их обладатель располагает не только теоретическими (как обычно происходит), но и практическими знаниями и умениями.
Мы уверены, что крылатое латинское выражение «подобное излечивается подобным» вполне применимо в сфере образовании. Собственно, в медицине и образовании действительно много общего — и там и там мы доверяем людям опытным. Поэтому для развития профессиональных компетенций, на наш взгляд, требуется преподавательский состав, прежде всего обладающий опытом в соответствующей профессиональной области. Развивать же управленческие компетенции, следуя этой логике, должны те, кто имеет успешный управленческий опыт. Привлечение преподавателей-практиков в первую очередь обеспечит прикладную (практическую) направленность программы или программ.
Интересно, что очень часто заказчики обучения не проводят грань между такими понятиями как актуальность и востребованность образовательной программы, отождествляя их. Вместе с тем, это абсолютно разные вещи. Актуальность программы относится исключительно к ее содержанию (программа соответствует состоянию и вызовам среды). Востребованность же программы или, иными словами, заинтересованность в обучении (у обучающихся, а не у заказчика обучения, как это обычно происходит), — одно из важнейших условий результативного образования. Наверное, вы помните поговорку «научить нельзя, можно научиться». Востребованность программы как раз про это. Определить ее на стадии подготовки задания на обучение просто необходимо.
В учебе все ресурсы хороши?
К числу базовых требований к разработке качественной образовательной программы относится ее ресурсная обеспеченность. Дать четкое определение того, что такое ресурсная обеспеченность программы, сложно (ведь наличие квалифицированного преподавательского состава также относится к ее ресурсной обеспеченности, все-таки преподаватели есть ни что иное как человеческий ресурс программы). Мы будем говорить о ресурсной обеспеченности прежде всего в аспекте объемов обучения и обеспеченности программы средствами обучения. И если с последним все в принципе понятно, то требования к объемам обучения часто формулируются «на глаз».
Например, в заданиях образовательным организациям можно встретить такие «пожелания», как сформировать какой-нибудь управленческий навык за 2−4 часа обучения. Предполагаем, что вы уже догадываетесь о том, что мы хотим сказать. К сожалению, человеческая природа не позволяет нам получать устойчивые умения, навыки так быстро. Как понять, сколько часов потребуется на обучение? Важно помнить следующее — за достижение результата в обучении отвечает прежде всего образовательная организация и ее зона ответственности определить необходимые для этого ресурсы. Поэтому заказчику программы в этом случае стоит довериться экспертной оценке и на этапе подготовки задания честно проконсультироваться на предмет необходимого ресурсного обеспечения у самой образовательной организации (в конце концов, как мы говорили, именно ей после нести всю ответственность за результат).
Soft skills не заменят hard skills
В конце этой статьи мы бы хотели сказать еще об одном правиле. Оно касается содержательной части образовательных программ.
Пожалуй, сегодня даже далекие от образования люди знают или слышали, что такое soft skills и hard skills. Относительно недавно президент России говорил об акцентах в их развитии у профессиональных кадров страны. Действительно, в современных условиях акценты смещаются на формирование у обучающихся управленцев преимущественно «мягких» навыков. Вместе с тем стоит помнить, что ни одна полноценная образовательная программа не может быть направлена на развитие только soft skills или только hard skills. Может меняться только пропорция между этими двумя составляющими (закономерность в этом случае проста — чем выше уровень управления, тем больше внимания уделяется развитию у обучающихся soft skills). Также необходимо учитывать, что специфика государственной службы, государственного управления накладывает свой отпечаток на содержание образования госслужащих. Речь идет о необходимости включения, на наш взгляд, в состав образовательных программ обязательной компоненты, связанной с ценностными установками госслужащим (де-факто, включения в программы вопросов, касающихся стратегического видения развития сферы государственного управления, роли и места государственной службы и государственных служащих в решении общегосударственных задач, мотивации госслужащих к необходимым изменениям).
Андрей Мартынов