Бизнес-технологии в школе: мечта или реальность?
Стейкхолдеры, SWOT-анализ, РEST-анализ и многие другие бизнес-термины прочно вошли в обиход школы № 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Бизнес-технологии были, в частности, использованы при разработке программы развития образовательного учреждения.
В 2019 году на конкурс «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга» школа № 403 представила проект «Использование бизнес-технологии СМК Кладо в работе с персоналом образовательной организации», который занял 1-е место в своей номинации.
Цель проекта — разработка IT-архитектуры всех процессов в образовательной организации и структурирование документооборота по каждому подразделению и каждой должности для снижения бюрократической нагрузки учителя и повышения эффективности работы.
Как отмечают авторы проекта, еще в XX веке американский ученый, статистик и консультант по менеджменту Эдвардс Деминг отметил, что только 15% отклонений в качестве зависит от исполнителей и 85% дефектов определяются недостатками управления.
Анализ кадрового состава образовательной организации показал, что только 8,8% специалистов имеют управленческое образование. Поэтому для движения вперед необходимы были эффективные механизмы управления, которые будут понятны не только руководителям служб организации, но и рядовым сотрудникам — как опытным учителям, так и молодым специалистам. И такой механизм был найден — адаптация элементов бизнес-технологии СМК Кладо для работы с персоналом образовательной организации.
СМК Кладо — это российская технология управления качеством, направленная на развитие системных управленческих компетенций у каждого сотрудника.
Внедрение СМК Кладо в образовательную организацию заключается в:
- разработке IT-архитектуры всех подразделений и процессов в образовательной организации;
- структурировании документооборота по каждому подразделению и по каждой должности;
- внутрикорпоративном обучении, цель которого — принятие сотрудниками концепции СМК Кладо и ответ на вопрос «Зачем Вы приходите на работу в школу?;
- применении элементов СМК Кладо в работе.
Так, каждый сотрудник № 403 имеет свою профессиональную рабочую папку (ПРП). Это позволяет не только снизить бюрократическую нагрузку учителя, но и увидеть эффективность деятельности каждого сотрудника.
Внутрикорпоративное обучение развитию системных управленческих компетенций у каждого сотрудника школы в соответствии с СМК Кладо позволили создать организационную структуру образовательной организации без дублирования задач подразделениями, структурировать документооборот по каждой должности, сохранить лучшие практики решения различных профильных задач, распределить индивидуальную ответственность за достижение результата, а также снять конфликтные ситуации в организации.
Среди результатов, авторы проекта, отмечают эффективную работу сотрудников образовательной организации, повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, и, следовательно, повышение эффективности работы образовательного учреждения.