Технология оценки персонала с использованием матрицы предпочтений
Технология оценки персонала с использованием матрицы предпочтений — пятая кадровая практика, победившая на конкурсе «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга» в 2019 году.
Как отмечают авторы проекта, представители школы № 368 Фрунзенского района, сегодня перед российским образованием поставлена амбициозная задача — к 2024 году войти в число десяти лучших образовательных систем мира по качеству школьного образования (Национальный проект «Образование»).
Чтобы достигнуть такого результата, необходимо установить правильные треки профессионального развития педагогов, уверены в школе. Для этого учителей необходимо правильно оценивать.
А что значит, правильно оценить педагога? Это значит, что в показателях оценки должны быть совмещены запросы всех потребителей образовательной услуги. Потребителями образовательных услуг являются учащиеся и их родители. При этом необходимо помнить, что государство, являясь гарантом качественного образования, свою оценку задает через различные стандарты (профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты и др.).
Кроме этого следует отметить, что педагогическая деятельность относится к такому роду деятельности, успешность результатов которого зависит не только от наличия определенного уровня образования, уровня квалификации и др., но и от качества личности педагогов, которые напрямую влияют на взаимопонимание межу учителем и учеником и, как конечный результат, на качество знаний и компетенций учащегося.
Именно поэтому, цель этой кадровой технологии — разработка показателей оценки и оценка педагогов с учетом запросов потребителей.
Основная идея кадровой технологии состоит в том, чтобы определить, какие качества личности педагога наиболее востребованы в образовательном учреждении. Для этого используется матрица предпочтений как инструмент, с помощью которого можно математически вычислить наибольший удельный вес тех качеств личности педагога, которые будут максимально удовлетворять запросы потребителей.
Матрица предпочтений — это таблица, в которую внесены наименования качеств педагогов по горизонтали и по вертикали. Наименования этих качеств определяют путем простого анкетирования родителей и учащихся школы. Выбирают 6−7 качеств и вписывают их в матрицу по вертикали и горизонтали. На пересечении граф ставится 2 балла, если качество, указанное в горизонтальной графе, для потребителя предпочтительней качества, вписанного в вертикальную графу, 0 баллов, если менее предпочтителен, 1 балл — если они равны. Далее сумма по строке показывает вес каждого качества. Таким образом, можно определить перечень качеств, которые имеют наибольший удельный вес, т. е. наиболее важные для потребителя качества.
Далее осуществляется подборка тестов, диагностики, кейсов для оценки этих качеств и формируется специальная карта личностного профиля педагога. Она позволяет создавать треки профессионального развития каждого педагога.
Эта технология используется как при подборе кадров, так и при оценке уже работающих педагогов.
Технология оценки персонала с использованием матрицы предпочтений универсальна и может быть применена в любых организациях, в том числе и коммерческих.