Электронное наставничество на госслужбе Санкт-Петербурга
Кадровый совет продолжает публикацию мнений экспертов и участников конкурса «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга» в 2016 году. Идея конкурса заключается в тиражировании лучших кадровых практик в государственной и бюджетной сфере, содействии развитию кадрового потенциала предприятий, учреждений и других организаций города.
Борьба в номинации «Лучшая кадровая технология в наставничестве» развернулась между ГУП «АТС Смольного», Санкт-Петербургским межрегиональным ресурсным центром (корпоративным университетом Администрации Санкт-Петербурга) и неожиданным участником этой номинации — петербургской школой № 368 с углубленным изучением английского языка.
Удивительно, но именно темная лошадка — школа № 368 — стремительно обошла такого «тяжеловеса» в работе с персоналом, как ГУП «АТС Смольного». По итогам общественного голосования школа № 368 заняла второе место в номинации, уступив только Санкт-Петербургскому межрегиональному ресурсному центру.
О выборе, сделанном участниками конкурса, рассказывает Игорь Мурашев, являющийся заместителем председателя Комитета госслужбы и кадровой политики Администрации Губернатора — организатора конкурса:
«Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр (МРЦ) выполняет функции корпоративного университета Администрации Санкт-Петербурга, занимаясь в числе прочих вопросами профессионального развития госслужащих. На конкурс «Лучшие кадровые технологии Санкт-Петербурга» МРЦ представил технологию электронного наставничества, впервые появившуюся в начале 2016 года и уже в мае этого же года ставшей победителем на федеральном конкурсе информационно-телекоммуникационных технологий на госслужбе Российской Федерации.
Суть технологии электронного наставничества заключается в объединении традиций советской школы наставничества, которой была свойственна системность, и новых технологий электронного обучения. Электронное наставничество — это пакет специально созданных электронных курсов, с помощью которых каждый вновь назначенный госслужащий может пройти ускоренную адаптацию на новом месте службы, повысить уровень своих компетенций и компетентности до необходимо «стандарта госслужащего». Преимущества электронного наставничества — освобождение кадровика и наставника от рутины, необходимости объяснять базовые принципы и нормы. Все это легко решается с помощью электронного обучения. Контроль образовательных достижений новичка абсолютно прозрачен. Можно сделать однозначные выводы об успешности процедуры подготовки. С финансовой и организационной стороны электронное наставничество — это оптимальный вариант сокращения издержек на персонал, что немаловажно.
Открытием 2016 года для большинства участников конкурса стала школа № 368, предложившая технологию полифункционального наставничества. В чем ее новизна? Дело в том, что большинство кадровиков воспринимают наставничество в классическом варианте — есть наставник и наставляемый. Технология, используемая школой № 368, пошла дальше — она предусматривает деятельность нескольких наставников, группы, контролируемой условным «головным» наставником. Преимущества этого очевидны — возможность для новичка в каждой необходимой ему области знания получить помощь от наиболее квалифицированного сотрудника в этой области. Действия группы наставников, таким образом, позволяют существенно повысить качество наставничества в общем. Немаловажно, что, если один наставник должен тратить значительный объем своего времени на наставляемого, то распределение его нагрузки по группе коллег серьезно снижает его трудозатраты.
Обе отмеченные технологии были крайне положительно восприняты кадровым сообществом, участвовавшим в конкурсе, и, на мой взгляд, заслуживают внедрения в общероссийском масштабе".