OFFLINE наставник

OFFLINE наставник

Традиционная проблема большинства организаций — передача знаний новичкам. Очень часто сотрудник, приходящий на новое место работы или только начинающий свой профессиональный путь, сталкивается с загруженностью своих более опытных коллег, которые попросту не могут выделить свое время для введения его в курс дела. На практике может иметь место и ситуация, при которой коллеги не желают делиться своими знаниями, опасаясь внутренней конкуренции.

Как решить эту проблему? Весьма разумный ответ на этот вопрос заключен в проекте «Offline наставник», ставшем одним из победителей конкурса лучших кадровых технологий Петербурга 2017 года. Проект реализован Дворцом детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской».

«Offline наставник» ориентирован на решение задачи профессионального роста начинающих педагогов в рамках системы наставничества. «Offline наставник» — это учебное пособие и электронный тренажер. В нем предусмотрены 12 тематических разделов, в каждом из которых приведена серия актуальных педагогических ситуаций (всего 45 кейсов). К каждой педагогической ситуации разработано учебное задание и даны комментарии наставника, которые аккумулируют коллективный психолого-педагогический опыт.

При помощи программы-тренажера новый специалист может изучить педагогические ситуации. Программа призвана сделать этот процесс максимально удобным, а также автоматизировать процесс сбора ответов пользователя для дальнейшего анализа наставниками или методистами.

Отдельный компонент — программа для контроля и анализа, позволяющая наставникам просматривать ответы молодых специалистов. Также в задачи этой программы входит настройка и подготовка программ-тренажеров. В случае использования в локальной сети, она позволяет легко настроить работу через сетевой диск. При отсутствии локальной сети позволяет накапливать ответы молодых специалистов.

Программа-редактор, также содержащаяся в «Offline наставнике», позволяет наставнику описывать новые педагогические ситуации, объединять их в разделы, автоматически передавать готовые вопросы на программы-тренажеры.

«Offline наставник», в отличие от любого другого сборника педагогических ситуаций, предполагает не просто знакомство начинающего специалиста с различными педагогическими ситуациями и их разрешением, что само по себе мало даст молодому педагогу. Оно предусматривает глубокий анализ читателем мотивов действий педагога и обучающегося в реальных конкретных обстоятельствах, самостоятельное решение им предложенной педагогической ситуации. Только после описания своих действий в данной ситуации начинающий педагог может перейти к комментарию наставника.

Важно, что «Offline наставник» позволяет оптимизировать временные затраты как молодых специалистов, так и их наставников, а также дает возможность молодому педагогу в психологически комфортной для себя обстановке искать решение описанных педагогических ситуаций, накапливая собственный педагогический опыт. Необходимо подчеркнуть, что «Offline наставник» носит открытый характер, то есть позволяет легко изменять имеющиеся разделы и добавлять новые. Поэтому данный программный комплекс может быть использован для описания и передачи опыта в других образовательных учреждениях.

В 2016/2017 учебном году «Offline наставник» апробировали в 18 образовательных организациях Петербурга. Проект вышел и на региональный уровень. Все участники после апробации пособия приняли решение включить эту технологию в систему работы с молодыми специалистами.

Концепция проекта «Offline наставник» достаточна проста и может быть тиражирована не только в образовательной сфере, но и в любой другой, где организации нацелены на создание системы сохранения и передачи знаний между опытными и только начинающими сотрудниками.

Фото с сайта www.cod53.ru.