Система подготовки «цифровых» кадров для госсектора 2.0
Система подготовки ИТ-кадров для госсектора будет серьезно обновлена. Необходимые изменения обсудили на сессии форума «Цифровая компетентность госслужащего: образовательные программы 2.0» Всероссийского форума «Цифровая эволюция». Модератором выступила Наталья Гаркуша, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации.
Как рассказали Кадровому совету в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, во встрече участвовали заместитель главы Минцифры России Олег Качанов, зампредседателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков, заместитель директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Александр Шубин, ректор Научно-технологического университета «Сириус» Максим Федоров, директор проектного офиса «Русатом Инфраструктурные решения» руководитель Центра профессиональных управленческих сообществ уровня регион и муниципалитет Дмитрий Гришин.
«Госсектору нужны „цифровые“ кадры с новыми компетенциями под новые задачи цифровизации, специалисты, способные работать на внедряемых цифровых решениях. Наша задача — быстро подготовить такие кадры с учетом ролевой структуры команд цифровой трансформации и в достаточном количестве. Потребность в них в целом по стране измеряется сотнями тысяч человек», — отметила Наталья Гаркуша.
По словам заместителя главы Минцифры России Олега Качанова, первые результаты в цифровизации удалось получить, в том числе благодаря назначению руководителей цифровой трансформации на региональном и федеральном уровнях. Между тем, на новом этапе цифровизации у этих руководителей должны быть сильные команды, подчеркнул Олег Качанов.
«Это специалисты, функциональные заказчики. Структура команд должна быть организована иерархически, в них должны быть и верхнеуровневые руководители цифровой трансформации, и специалисты, работающие с конкретными инструментами, активно внедряемыми по всей стране для перевода взаимодействия государства и граждан в электронный формат. Визуальный конструктор услуг, платформы государственных сервисов, платформы обратной связи — это ресурсы, которые уже есть и которые госслужащим нужно освоить. Повышение квалификации госслужащих должно быть направлено на обучение работе с этими инструментами», — отметил представитель Минцифры.
Необходимые практико-ориентированные программы, посвященные внедрению платформ государственных сервисов и платформ обратной связи, цифровизации государственных услуг и управлению ИТ-проектами в органах государственной власти, уже разработаны. С августа этого года они запущены в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.
«На новейших специализированных программах мы даем понятные механизмы цифровизации государственных услуг и реализации проектов цифровой трансформации. Такое обучение направлено на осваивание конкретных решений и инструментов, с которыми придется работать госслужащим. Оно готовит специалистов к конкретной работе на определенной должности, к участию в конкретных проектах цифровой трансформации», — сообщил заместитель директора Центра Александр Шубин.
По его словам, до конца 2022 года обучение по этим программа пройдут 7 699 человек из всех 85 регионов России. Также в этом году еще 4 151 специалиста освоят другие программы цифровой трансформации.
«Госслужащим важно понимать, что там „под капотом“, как работают новые цифровые решения — это помогает эффективно их внедрить, обеспечить их реализацию на практике», — отметил в свою очередь заместитель министра транспорта Р Ф Дмитрий Баканов.
Следующим этапом станет разработка программ в разрезе конкретных ролей в командах цифровой трансформации. Например, сейчас особенно востребованы специалисты по работе с данными, специалисты, умеющие сделать взаимодействие гражданина с государством на цифровых сервисах более удобным и простым для клиента-гражданина.
«Сосредоточиться на подготовке специалистов в команды цифровой трансформации госорганов с учетом их ролевой структуры и профилей компетенций планируется с 2023 года», — отметил Александр Шубин.
Представители регионов поделились с участниками сессии своими практиками и подходами.
Так, управлении регионом на основе данных — один из трех приоритетов (наряду с проектным управлением и бережливыми технологиями) цифрового развития Сахалинской области.
«При управлении проектами, управлении процессами специалисту важно уметь работать не столько с компьютерами, сколько с людьми. И это относится не только к работе с гражданами-клиентами цифровых сервисов, но и внутри команды, совершенствуя процессы оказания госуслуг», — отметил заместитель председателя правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков.
Подводя итоги, директор проектного офиса «Русатом Инфраструктурные решения» Дмитрий Гришин подчеркнул, что обучение должно быть максимально приближено к практике, важно подкреплять теорию практическими навыками и формировать команды изменений, мыслящих в одной парадигме, усиливающих и дополняющих друг друга, способных увлечь за собой коллег.