Трансграничный обмен данными — миф или реальность?
Быстрое развитие цифрового мира привело к тому, что компании теперь имеют доступ к большему количеству информации чем когда-либо прежде. И чтобы принимать эффективные решения на основе данных, необходимо правильно выстраивать процессы управления данными.
О том, как разные страны управляют данными, обеспечивают трансграничный обмен, какие инструменты используют, говорили на XV Международном ИТ-форуме с участием стран БРИКС и ШОС, который прошел на этой неделе в Югре.
«Одним из основных результатов цифрового развития являются данные, которые становятся инструментом для решения различных комплексных задач. К примеру, для нас как Аналитического центра особую ценность представляют данные, которые можно использовать для нужд экспертизы, прогнозирования, статистики, учёта. То есть те данные, которые могут быть использованы при формирования комплексных аналитических материалов. Это данные, предоставляемые нарочно, получаемые в результате автоматизированного обмена, открытые данные. Международные данные также используются для аналитики. Мы получаем их в основном из открытых источников, находящихся в других юрисдикциях. Уверен, что коллеги решают схожие задачи», — сказал заместитель руководителя Аналитического центра Евгений Гладышев на круглом столе «Инструменты управления данными: международный опыт».
https://ac.gov.ru/news/page/strany-briks-i-sos-zainteresovany-v-avtomatizirovannom-obmene-dannymi-27 825
Эксперт также отметил, что рынок глобальной аналитики и исследований сложился давно, и страны формируют регулирование данными, опираясь на свою экономическую специфику и отталкиваясь от собственных национальных интересов.
Поэтому, по мнению Евгения Гладышева, необходимо искать системные решения для взаимовыгодного трансграничного перемещения данных. Например, через введение классификации данных по уровню оборота, определения возможностей для трансграничного обмена в зависимости от целей использования, разработки правил обработки, обеспечения целостности и статистической точности данных.
«Конечно же, персонифицированные или чувствительные данные зарегулированы и в большинстве не подлежат обмену, но данные, которые обоюдно интересны странам БРИКС и ШОС, используемые для нужд статистики и аналитики, могут стать доступнее», — добавил Евгений Гладышев.
При этом, заместитель руководителя АЦ считает, что создание системы, объединяющей все страны, скорее всего мало вероятно. Поэтому лучше разрабатывать платформы и сервисы, которые позволяют обмениваться данными. Но для этого нужно выработать решения и стандарты для обмена данными с учётом всех цифровых суверенитетов.
«Трансграничный обмен данными — тема крайне чувствительная, и для её развития в нашей стране мы определили три основных критерия. Это интеграция данных, разработка моделей взаимодействия и гармонизация законодательства, причём речь идёт не только об обмене первичными данными, но и об определении стандартов, форматов и соответствующих протоколов», — рассказал заместитель министра информационных и коммуникационных технологий Исламской Республики Иран Мейсам Абеди.
Представитель Ирана предложил использовать такой подход и на пространстве БРИКС и ШОС.
Как устроена работа с данными в Белоруссии, где тоже изучают методологические вопросы оборота данных между странами, рассказал директор Центра цифрового развития Республики Беларусь Игорь Михайловский.
«Основным источником государственных данных в нашей стране является государственная статистика. Сегодня в республике создана система из 14 общегосударственных, 12 статистических, восьми международных и одного межгосударственного классификаторов. Мы считаем статистические данные, в частности — геостатистику, статистику по населению, устойчивому развитию, основой для обмена. Нужна среда доверия, позволяющая обмениваться данными и обеспечивать взаимодействие между платформами. Необходимо работать над нормативным регулированием данных», — считает Игорь Михайловский.
В качестве позитивного примера эксперт предложил рассмотреть Евразийский экономический союз, где применяется унифицированный подход к построению общих процессов информационного взаимодействия стран-участниц.
Своим опытом также поделились представители Зимбабве и Никарагуа.
Так, заместитель министра информационно-коммуникационных технологий, почтовой и курьерской служб Республики Зимбабве Дингумузи Пхути рассказал, что в 2022 году в стране был создан Национальный орган по защите данных, а затем принят закон, регулирующий сферу кибербезопасности.
«Мы занимаемся сбором данных, используем их для принятия решений, развиваем инфраструктуру и, конечно, заинтересованы в развитии инструментов обмена данными», — сказал Дингумузи Пхути.
Директор Департамента информационных технологий Никарагуанского института телекоммуникаций и почты Вальтер де Хесус Марису Ланзас в свою очередь заявил, что сегодня совместно с Россией идёт работа над различными вопросами развития ИТ-сферы, включая кибербезопасность и обмен данными.
«Мы сейчас разрабатываем новый закон о коммуникациях и в целом работаем над национальным законодательством Никарагуа в области цифровой инфраструктуры, безопасности данных, телекоммуникаций и совместного использования информационных технологий», — рассказал он.
Подводя итоги дискуссии, Евгений Гладышев отметил, что технологии — это инструмент, и основными элементами для его запуска являются доверие, уважение к открытости и прозрачности, формирование справедливых правил работы в цифровом пространстве.
«Цифровая составляющая в работе различных направлений, оценке социально-экономического развития стран увеличивается, и нужно искать решения для расширения способов обмена данными, учитывая при этом задачи многостороннего регулирования и возможности разработки универсальных норм права. Именно такой путь приведёт нас к взаимной выгоде и решит главную задачу — обеспечит точность и скорость принятия решений на основании данных стран БРИКС и ШОС», — заключил Евгений Гладышев.
Фото с сайта Аналитического центра при правительстве Российской Федерации https://ac.gov.ru/.