ИКТ на госслужбе: особенности применения в кадровой работе
Внедрение информационных технологий в кадровую работу на госслужбе позволит не только повысить ее качество, но и в несколько раз снизить трудозатраты и сократить расходы на управленческие функции госорганов. Такие выводы содержатся в статье «Информационно-коммуникационные технологии на государственной гражданской службе Российской Федерации», авторами которой выступили руководители Департамента госслужбы и кадров правительства Российской Федерации и института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС.
Среди преимуществ использования ИКТ авторы также называют возможность контролировать соблюдение законодательства, в том числе в сфере противодействия коррупции, и обеспечение межведомственного электронного взаимодействия по кадровым вопросам. Кроме этого внедрение ИКТ позволит оптимизировать численность кадровых подразделений государственных органов.
В то же время, как отмечают эксперты, анализ автоматизации кадровых процессов на региональном уровне показал, что госорганы используют различные программы, которые не содержат механизмов принятия решений и не могут способствовать эффективному управлению. Однако такая ситуация характерна и для бизнеса. По данным Службы исследований HeadHunter за 2017 год, самыми популярными системами для учета подбора персонала были MicrosoftExcel, Word, E-staff, а также собственная система.
Между тем, системное решение вопроса автоматизации кадрового делопроизводства на государственной гражданской службе Российской Федерации является одной из важнейших задач, без которой невозможно повысить эффективность и результативность формирования и учета кадрового состава, достичь высокого уровня обработки персональных данных и формирования кадровой аналитики, подчеркивают эксперты. Важный этап этого процесса состоит в разработке и внедрении ИКТ в деятельность государственных органов, создании условий для объективного, качественного и открытого отбора кандидатов на должности государственной гражданской службы, а также в автоматизации учета таких служащих.
Как отмечают эксперты, автоматизация кадровой работы на госслужбе должна соответствовать таким требованиям, как:
— соответствие законодательству по обеспечению защиты персональных данных,
— учет информации о кадровом составе (сведения о поступлении на гражданскую службу, замещаемая должность, ротация, присвоение классных чинов, прохождение аттестации, повышение квалификации, стажировки, профессиональная переподготовка и повышение квалификации, пребывание в кадровом резерве, стаж госслужбы, выслуга лет, поощрения и взыскания, увольнение),
— учет организационно-штатной структуры госоргана (реестр должностей гражданской службы, квалификационные требования, штатное расписание государственного органа, кадровые распоряжения, приказы, поручения и др.),
— обработка запросов относительно кадрового состава, динамики его изменения, штатной численности, данных о вакансиях и кадровом резерве,
— осуществление автоматизированного контроля своевременности исполнения этапов прохождения гражданской службы (присвоение классных чинов, аттестация, повышение квалификации).
Положительные эффекты сейчас
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 4 марта 2011 года № 149 для обеспечения доступа к информации о государственной гражданской службе Российской Федерации и вакантных должностях была создана Федеральная государственная информационная система «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» (www.gossluzhba.gov.ru). Пилотная версия портала запущена в 2009 году.
Весной 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, закрепляющее правой статус Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (ЕИСУ КС), которая стала основой для единого информационно-коммуникационного пространства в системе государственной гражданской службы Российской Федерации.
Система является базовым государственным информационным ресурсом, на котором размещается информация о кадровом составе государственных органов, включая сведения о вакантных должностях госслужбы, осуществляется обработка справок о доходах и расходах, анализ указанных в них сведений, межведомственное взаимодействие в сфере противодействия коррупции. Кроме того, с 1 октября 2017 года желающие принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей или быть включенными в кадровый резерв могут подать документы в электронном виде посредством единой системы.
Так, по состоянию на конец декабря 2017 года, количество размещенных объявлений о замещении вакантных должностей и включении в кадровые резервы, предусматривающих предоставление документов в электронном виде, составило 11 606. Из них федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами размещено 7 672 объявления, иными федеральными государственными органами — 464 объявления, высшими органами исполнительной власти и иными государственными органами субъектов Российской Федерации — 3 470 объявлений.
Необходимо подчеркнуть, что доступ к базе вакансий есть у всех граждан. Для удобства просмотра и поиска работают различные фильтры. Они позволяют найти вакансию по региону, конкретному ведомству, уровню должности, направлению профессиональной деятельности, дате начала и окончания приема документов и др. Электронная анкета, которую заполняет пользователь, при выводе на печать преобразуется в документ, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 года № 667-р. В личном кабинете кроме анкеты можно прикрепить копии документов об образовании, трудовой деятельности и т. д., что позволяет оперативно взаимодействовать с работниками кадровых подразделений.
На момент публикации статьи (зима 2018 года) для осуществления кадровой работы на основе обращений руководителей ведомств к единой информационной системе были подключены 42 из 72 федеральных органов исполнительной власти и 30 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К положительным эффектам от использования ЕИС в кадровой работе можно отнести повешение информированности о состоянии кадрового состава, сокращение трудозатрат на ведение кадровых процедур и повышение точности и актуальности обрабатываемых персональных данных и обеспечение своевременности проведения кадровых процедур.
Единая информационная система также позволяет объединить несколько подведомственных структур (территориальных органов), что обеспечивает взаимодействие с центральным аппаратом независимо от географического расположения территориальных органов.
Перспективы развития
Как отмечают авторы, практика реализации законодательства об открытости информации о поступлении на госслужбу, обеспечении конституционных прав граждан на равный доступ к государственной службе и на должностной рост на конкурсной основе подтверждает необходимость внедрения единых подходов к формированию и размещению информации о вакантных должностях и созданию кадровых резервов в государственных органах. При этом применение современных информационных технологий возможно при условии соответствующего уровня информационной культуры и компьютерной грамотности государственных гражданских служащих.
Среди направлений совершенствования единой информационной системы авторы выделяют формирование специализированного информационного ресурса для профессионального развития госслужащих, создание базы данных независимых экспертов, входящих в составы конкурсных комиссий, формирование специализированного информационно-методического ресурса, посвященного вопросам противодействия коррупции, и, конечно же, обеспечение возможности проверки в электронном виде документов от кандидатов.
Решение обозначенных задач предусмотрено в рамках основных направлений развития госслужбы Российской Федерации на 2016−2018 годы, «дорожной карты» по их реализации, а также Национального плана противодействия коррупции.
Справка
Авторы статьи:
— Андрей Сороко, директор Департамента государственной службы и кадров правительства Российской Федерации;
— Павел Бакланов, заместитель директора Департамента государственной службы и кадров правительства Российской Федерации;
— Марина Солодова, начальник отдела Департамента государственной службы и кадров Правительства Российской Федерации;
— Александр Зеленцов, директор Экспертно-аналитического центра поддержки сопровождения Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации Института «Высшая школа государственного управления»;
— Алексей Колесников, заместитель директора Института «Высшая школа государственного управления».
Статья опубликована в журнале «Государственная служба», № 1, том 20, 2018.