Электронный наставник в Петербурге
В 2015 году Санкт-Петербург стал первым регионом России, внедрившим электронное наставничество. Проект, представляющий собой синтез электронного обучения и технологий наставничества, благодаря своей эффективности за несколько лет перешагнул границы Северной столицы и применяется сейчас уже в нескольких регионах. В самом Петербурге только в этом году через электронное наставничество пройдут свыше тысячи новых госслужащих.
Электронное наставничество — это более 10 интерактивных курсов. Один из них адаптационный, рассказывающий о специфике работы в том самом органе власти, в котором начинает работать госслужащий, а остальные — курсы совершенствования базовых знаний и умений. Их успешное прохождение позволяет новичку на госслужбе быстрее адаптироваться на новом месте работы и приобрести необходимые знания, чтобы соответствовать стандарту квалифицированного специалиста.
Обучающие курсы, входящие в электронное наставничество, расскажут о государственной службе, позволят самостоятельно проверить знание основ Конституции России и, при необходимости, восполнить проблемы образования в этой теме, научат ведению делопроизводства, порядку рассмотрения обращений граждан и правилам информационной безопасности. Среди курсов электронного наставничества также курс делового русского языка, курсы по эмоциональному интеллекту и тайм-менеджменту. Все они подобраны на основе справочника квалификационных требований по должностям госслужбы, разработанного Минтрудом России.
Отмеченный на федеральном конкурсе лучших кадровых практик на госслужбе, проект «Электронное наставничество» стал победителем конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Образовательная услуга» в 2017 году.
О секретах успешности и перспективах развития проекта Кадровый совет попросил рассказать одного из его разработчиков Тимура Дьячкова, директора Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра (корпоративного университета Смольного):
«Стандартная проблема наставников — нехватка времени на работу с новичками, ведь основные обязанности с наставников, как правило, не снимаются. Часто можно видеть картину, когда только пришедший на работу новичок получает от наставника не консультации, а ответы на бегу либо стопку документов для самостоятельного изучения. Сам сотрудник также может не так быстро воспринимать новую информацию, как хотел бы наставник.
Формализм, рутина, необходимость внедрения и поддержания сложных систем стимулирования наставников, затратность — все это многочисленные, но не единственные проблемы наставничества. Формализм, самая главная беда наставничества, оборачивается в проблемы адаптации новых сотрудников, разочарованиями, ошибками и, в итоге, принятием решения об увольнении", — отметил Тимур Дьячков.
Как же электронное обучение может помогать в решении этих проблем? Ведь живой контакт наставника и новичка никакая новая технология не заменит.
«Суть электронного наставничества как раз в том, чтобы высвободить как можно больше времени наставника на живое общение с новым сотрудником, освободив наставника от необходимости объяснять базовые вещи, отвечать на стандартные вопросы, а кадровую службу — от необходимости контролировать наставника. Все это с успехом заменяют современные интерактивные технологии электронного обучения, которые, к тому же позволяют легко контролировать все процессы обучения. Высвобождаемое же время наставник может и должен потратить на детальное введение новичка в курс дел, объяснение специфики работы, знакомство с коллективом, создание ему нормальных условий работы и решение других текущих вопросов адаптации», — прокомментировал директора МРЦ.
Как развивается проект электронного наставничества в Петербурге?
«Еще в 2016 году электронное наставничество стало обязательным для прохождения всеми новичками на госслужбе в администрации Петербурга. Соответствующее решение было принято на уровне правительства города по результатам пилотной апробации. В показатели оценки кадровых служб органов власти также была включена работа с электронным наставничеством. Необходимо было обеспечить единый стандарт в подготовке новых сотрудников, — рассказал Дьячков. — Сегодня электронное наставничество развивается в сторону индивидуального подхода к обучению. Ведь уровень подготовки на старте у всех разный, кому-то необходимы более углубленные знания, а кто-то уже может иметь достаточный багаж знаний и умений. Поэтому мы работаем над адаптивным электронным наставничеством. Обсуждается вопрос использования в проекте технологии мобильного обучения. Электронное наставничество — реальная помощь в адаптации, но мы не останавливаемся на достигнутом. В ближайшее время в Петербурге планируют создать внутри электронного наставничества анкеты обратной связи, которые позволят новичку оценить деятельность своего наставника, дать предложения по улучшению процессов, и, что немаловажно, позволят кадровой службе оценить результативность наставничества».