Идеальный тест для госслужбы
Тестирование — один из двух обязательных методов оценки кандидатов на должности гражданской службы и на включение в кадровые резервы госорганов. Проведение тестирования и последующее собеседование с членами конкурсной комиссии, благодаря относительной простоте организации этих процедур, остаётся самой распространенной практикой отбора на госслужбу. Тестирование кандидатов существенно опережает по популярности другие методы оценивания, такие как групповые дискуссии, написание реферата или анкетирование.
Единая методика проведения конкурса на замещение вакантной должности госслужбы и включение в кадровый резерв, утвержденная правительством Российской Федерации в марте 2018 года, содержит подробное описание целей тестирования и требований к самим тестам. Описание тестирования настолько подробно, что не оставляет места, казалось бы, никакому двойному толкованию или спорам вокруг себя. Однако опрос кадровиков, недавно проведенный Кадровым советом, показал, что это далеко не так. Споры вокруг организации тестирования есть, и с появлением методики их стало даже больше. Причины этого, как ни странно, в высокой степени регламентации требований к тестированию.
Попробуем разобраться с типичными проблемами кадровых служб госорганов в организации тестирований. Ключевая из них — ошибки в определении областей знаний и умений, которые нужно оценивать тестами.
В единой методике в описании тестирования как метода оценки перечисляется исчерпывающий круг вопросов для оценки. Это — знание русского языка как государственного, знание основ Конституции Российской Федерации, законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции, знания и умения в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также знания и умения в сфере профессиональной служебной деятельности. Собственно, именно этот подход и внедрялся до утверждения методики государственным регулятором в вопросах государственной службы — Минтрудом России, в свое время разработавшим соответствующие рекомендации и даже инициировавшим распространение по госорганам примерных вариантов тестов.
Получив несколько лет назад рекомендации и определившись с блоками тестирований, большинство госорганов продолжают следовать именно этому подходу. В целом он действительно не изменился, за исключением деталей. В них-то и скрываются проблемы.
Дело в том, что с появлением Справочника квалификационных требований (также разработанным Минтрудом России) наконец-то предпринята попытка собрать в одном документе все так называемые базовые квалификационные требования по должностям госслужбы. В частности, требования к знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий, до этого момента «ходившие» по государственным органам в виде рекомендаций. В справочнике расшифровывается, что относится к базовым квалификационным требованиям в области информационно-коммуникационных технологий. Это — знание основ информационной безопасности и защиты информации, основных положений законодательства о персональных данных, знание общих принципов функционирования системы электронного документооборота, знание основных положений законодательства об электронной подписи, а также знания и умения по применению персонального компьютера.
Теперь попробуем свести вместе все области тестируемых знаний и умений. Получается, что тестирование должно оценивать 10 условных зон знаний и умений.
Повторим, какие зоны знаний и умений кандидата должны тестироваться согласно единой методике и справочнику квалификационных требований. Итак, это:
— знание государственного языка Российской Федерации (русского языка),
— знание основ Конституции Российской Федерации,
— знание законодательства о государственной гражданской службе,
— знание законодательства о противодействии коррупции,
— знание основ информационной безопасности и защиты информации,
— знание основных положений законодательства о персональных данных,
— знание общих принципов функционирования системы электронного документооборота,
— знание основных положений законодательства об электронной подписи,
— знания и умения по применению персонального компьютера,
— знания и умения по тематике профессиональной служебной деятельности исходя из области и вида профессиональной служебной деятельности.
Еще один дискуссионный вопрос — должны ли тестироваться на входе кандидаты на должности госслужбы, заранее предусматривающие участие в проектной деятельности. С одной стороны, методический инструментарий Минтруда по установлению квалификационных требований предусматривает требования к гражданским служащим, участвующим в проектной деятельности. С другой стороны, роли участников проектной деятельности меняются и не фиксируются в должностном регламенте, следовательно, непонятно, что оценивать.
Большинство кадровиков-практиков из госорганов честно признались Кадровому совету, что не задумывались о том, как оценивать участников проектной деятельности. Полнейшее непонимание обнаружилось и по вопросу необходимости тестировать знание кандидатами основ информационной безопасности, принципов функционирования СЭД, законодательства об электронной подписи. Традиционный ответ — тестируем только компьютерную грамотность. Наличие обновляемых баз вопросов по этим зонам знаний ИКТ, дифференцированных по категориям и группам должностей гражданской службы, большинство опрошенных вообще решили не комментировать.
Для государственных органов, впрочем, это оказалось не единственной проблемой. В единой методике сказано, что тест — это перечень, включающий не менее 40 и не более 60 вопросов. В эти максимальные 60 вопросов необходимо уложить обе части теста — и по единым унифицированным заданиям, разработанным в том числе с учетом категорий и групп должностей гражданской службы, и по тематике профессиональной служебной деятельности исходя из области и вида профессиональной служебной деятельности.
Теперь возвратимся к количеству зон знаний и умений, которые должны тестироваться, — всего их 10. Получается, не больше 6 вопросов по каждой условной зоне.
Очевидно, что большинство государственных органов ставят и будут ставить профильные или специальные вопросы по должности выше базовых. В конце концов, знание законодательства о противодействии коррупции важно, но кандидата всегда рассматривают прежде всего на конкретный функционал. Закономерно, что большинство госорганов в этом случае отведут на тестирование знаний, например, законодательства об электронной подписи или принципов функционирования системы электронного документооборота пару-тройку вопросов. Больше в границы 60 вопросов просто не поместится.
Следующая проблема — можно ли оценить знание русского языка всего десятью вопросами, а законодательства об электронной подписи, например, двумя? Насколько честной будет такая оценка? Мы попытались вместить в 60 вопросов все из перечисленного выше, получается не очень. На профессиональную тематику получается слишком мало вопросов, если же увеличить эту часть вопросов, тестирование по некоторым базовым требованиям становится номинальным.
Мы не будем сгущать краски и ответственно заявляем — существующие проблемы не повод впадать в панику. Просто очевидно, что помимо тестирования и собеседования с кандидатом необходимо принять дополнительные методы оценки, предусмотренные единой методикой. О них мы еще расскажем.
Андрей Мартынов