Новые законы о госуправлении в Киргизии дают первые результаты
В Бишкеке презентовали результаты первого этапа независимого исследования «Практики местного управления в Кыргызстане» за период 2021—2022 годов. В мероприятии приняли участие ректор Академии государственного управления при президенте К Р Алмазбек Акматалиев, директор фонда Ханнса Зайделя доктор Макс Георг Майер, авторы исследования под руководством депутата Жогорку Кенеша VI созыва, представители министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления.
Эксперты проанализировали практические изменения системы управления на местном уровне за 6 месяцев, передает Кыргызское НИА КАБАР.
Как отметил директор фонда Ханнса Зайделя Макс Георг Майер, в Кыргызстане за последние 30 лет довольно хаотично менялась система управления на местах, что в конечном итоге привело к торможению развития.
Поэтому в октябре 2021 года Жогорку Кенеш (парламент Киргизской Республики) принял два закона, регулирующий вопросы государственного управления на районном уровне и местного самоуправления, и вопросы государственной и муниципальной службы: Закон «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» и закон «О государственной гражданской службе и муниципальной службе». Позже было решено провести независимое исследование на предмет исполнения законов и изменений в жизни жителей в районах от принятых законов при поддержке Фонда Ханнса Зайделя.
«Сейчас мы презентовали результаты мониторинга за 6 месяцев, но исследования на этом не закончатся. Мы будем собирать информацию по разным направлениям: насколько стала жизнь лучше в регионах? были ли привлечены новые инвестиции? есть ли позитивные сдвиги инфраструктурного характера? есть ли рост в бюджете районных центров? Через год мы дадим подробный отчет о проделанной работе. По итогам мы подготовим рекомендации, а также замечания и передадим их в администрацию президента и кабинет министров», — сказал доктор Майер.
В частности, в ходе исследования выявлено, что в стране меняется практика кадровых назначений на должности руководителей районных администраций, которые отныне должны назначаться из состава регионального резерва формируемого на основе открытого конкурса. Также набирает обороты практика назначения на должности руководителей исполнительных органов местного самоуправления из состава муниципального резерва. Муниципальные резервы активно формируются и пополняются на постоянной основе. Также важно отметить, что исследование показало, что в стране укрепляются полномочия местных государственных администраций в сфере земельных отношений.
В свою очередь, руководитель мониторинговой группы Аалы Карашев отметил, что первый этап исследований показал, что основные моменты, прописанные в законах, на сегодня исполняются. Но, по его словам, есть отдельные вопросы, по которым еще предстоит провести тщательную работу.
«Основной замысел закона — это сделать из районных центров основную базу государственного управления. То есть, поднять их роль на местах, дать больше возможностей при решении кадровых назначений, вернуть районный бюджет и районные Кенеши для надзора за исполнением бюджета», — сказал он.
Аалы Карашев также отметил, что согласно новым законам в регионах привлекают кадров из резерва, но при этом есть и недочеты.
«Согласно нормам новых законов, акимы районов должны назначать представителей министерств и ведомств в районных учреждениях. Но на сегодня аким делает назначения по рекомендации министра. То есть, по факту аким сам не назначает. В этом направлении мы также сделали свои рекомендации», — подчеркнул руководитель мониторинговой группы.