Электронная библиотека для госслужащих: что выбрать?
Светлана Николова, руководитель информационно-библиотечного сектора Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра (корпоративного университета Администрации Санкт-Петербурга), рассказала Кадровому совету о месте электронных библиотек в системе непрерывного профессионального развития государственных служащих.
Создание электронной библиотеки для госслужащих — это не просто новый тренд в деятельности кадровых служб органов власти, которому можно следовать или не следовать. Внимательный кадровик, изучая изменения в федеральном законе о госслужбе, придет к выводу, что электронные библиотеки сегодня — это, пожалуй, один из правильных ходов в ситуации, когда необходимо создать условия для непрерывного профессионального развития персонала органа власти.
Напомним следующее. В части 8 статьи 62 закона о госслужбе дословно сказано, что «гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития». Подчеркиваем, «создаются условия». Это означает, что, например, если программа повышения квалификации госслужащего опирается на определенный список литературы или публикаций (а такой список есть в каждом учебно-методическом комплексе любой образовательной программы), то государственный орган или образовательная организация, обучающая госслужащего, должна создать для него условия, при которых госслужащий может прочитать любую из книг или публикаций, упомянутых в этом списке. Конечно же, эти книги могут быть и в традиционной библиотеке, где есть обычные бумажные книги. Можно отправить туда госслужащих своими ногами. Но что делать, если в этой библиотеке нет современных поступлений (а ведь это стандартная проблема комплектования библиотек) или требуемые книги «на руках»?
Как сделать так, чтобы получение образования госслужащими было действительно непрерывным, т. е. таким, когда госслужащие могут в любой удобный им момент заниматься самообразованием? Эти вопросы успешно решают именно электронные библиотеки — те, которые можно комплектовать по усмотрению государственного органа (а не образовательной организации, что немаловажно), в которых требуемые книги не «на руках», и которые доступны в любой точке Земли, где есть Интернет.
Какие электронные библиотеки можно посоветовать кадровику госоргана для организации их закупки и почему? Сколько это будет стоить? Давайте разберемся в этом подробнее.
Сразу сделаем оговорку. Наивно думать, что электронная библиотека — это просто, закупил, и она будет работать сама. Электронная библиотека, как и традиционная, — вещь трудо- и финансово-затратная в любом случае. И принимая решение о приобретении подписки (доступа) к электронной библиотеке, прежде всего, следует оценивать свои возможности.
Если в органе власти есть своя библиотека, то администрирование электронной логично поручить сотрудникам этого подразделения. Если же библиотеки нет, то курирование такой библиотеки становится дополнительной функцией кадровой службы и при распределении трудовых обязанностей и нагрузки надо учитывать, что данное направление работы потребует значительных времени и сил.
Прежде чем перейти к анализу предложений на рынке электронных библиотечных систем необходимо определиться с целью приобретения электронной библиотеки. Для этого надо четко представлять, какие именно компетенции госслужащих требуют развития. Это позволит определить тематику изданий, которые можно предложить госслужащим для самообразования и профессионального развития. Именно специфика тематических направлений определит выбор той или иной библиотеки.
Среди отечественных электронных библиотечных систем для профессионального развития государственных служащих наиболее подходят системы, используемые в высшей школе, и так называемые корпоративные электронные библиотеки.
Первая группа представлена такими продуктами, как Книгафонд, Университетская библиотека онлайн, Лань, Юрайт, Znanium.com, Book.ru, IPRbooks, Руконт. Это политематические, фактически универсальные по содержанию библиотеки. К плюсам таких библиотек можно отнести наличие научной литературы, которая может быть полезна для развития специальных (отраслевых) профессиональных компетенций госслужащих, наличие в фондах этих библиотек периодических изданий и предоставление доступа без ограничения количества пользователей, как правило, с IP-адреса организации.
Лидерами в сегменте корпоративных электронных библиотек бесспорно являются Alpina Digital, MyBook (корпоративное подразделение ЛитРеса) и МИФ (ЭБС издательства «Манн, Иванов и Фербер»). Эти библиотеки ориентированы на комплектование бизнес-литературы и прежде всего содержат издания по менеджменту, в т. ч. и по государственному и муниципальному управлению, однако представляют и другие тематические направления, и даже художественную литературу. Контент данных библиотек позволит развивать личностные компетенции, однозначно будет полезен для руководителей различного уровня. К плюсам корпоративных библиотек также следует отнести значительную долю переводной, преимущественно англоязычной литературы, высокие темпы актуализации фонда (в основном в них собирается литература, выпущенная за последние 3−5 лет), возможность брендирования страниц поиска логотипом заказчика-органа власти.
В некоторых случаях, как, например, в ЭБС «Лань», в число книжных коллекций включены также коллекции деловой литературы издательств Alpina Publisher и «Манн, Иванов и Фербер».
Стоимость предоставления доступа сравнима для каждой из групп и зависит от одного главного условия. Для вузовских ЭБС — это количество и тип книжной коллекции, для корпоративных — количество предоставляемых доступов. В среднем стоимость годового подключения ЭБ будет составлять от 170 тысяч. И может доходить до 600 тысяч рублей.
И главное, приобретение доступа к электронной библиотеке еще не обеспечивает ее эффективного использования. С этого момента только начинается работа сотрудника, отвечающего за это направление. Для того чтобы государственные служащие активно включились в процесс самообразования, необходимо развивать соответствующую корпоративную культуру, где профессиональное развитие посредством чтения станет трендом, который будет поддерживаться руководством органа власти.
Основное правило в продвижении электронной библиотеки — это не вызвать агрессии и отторжения сотрудников. Все загружены основной работой, зачастую вынуждены задерживаться на службе, и нельзя допустить, чтобы профессиональное чтение было воспринято как дополнительное обременение или, что еще хуже, навязанная обязанность, которую будут исполнять изредка из-под палки.
Надо быть готовым к тому, что раскрутка электронной библиотеки займет продолжительное время. Для сокращения периода внедрения необходимо разработать систему мероприятий по стимулированию читательской активности, которые обязательно должны включать регулярную рассылку по госслужащим коротких информационных сообщений с напоминаниями о возможности воспользоваться библиотекой, с рекомендациями конкретных изданий, с предложениями об участии в обсуждении книг или определенных тем. Необходимо использовать любую возможность (общее собрание, совещание, планерка и т. п.) для информирования о библиотеке. Наиболее эффективно применение так называемого смешанного маркетинга, т. е. продвижение как сверху-вниз (через руководство органа власти), так и снизу-вверх (через специалистов — активных пользователей).
Однако, несмотря на все трудности, усилия, затраченные на приобретение и раскрутку электронной библиотеки в органе власти, принесут весомые плоды, т.к. самообразование посредством чтения позволяет выбрать индивидуальный путь получения знаний, возможность управлять своим расписанием и обращаться за необходимой информацией в нужное и возможное время, знания, полученные активно, гораздо лучше усваиваются и дольше сохраняются в памяти.
Опыт многих известных людей подтверждает, что именно эта форма образования поднимает самооценку, придает уверенность в себе, способствует карьерному росту и ведет к настоящему успеху.
Светлана Николова