Непрерывное образование госслужащих: практикум
Трансляция на 23 региона России, почти 3 часа советов и рекомендаций экспертов по вопросам внедрения непрерывного образования госслужащих, десятки кейсов — таковы итоги видеоконференции «Непрерывное профессиональное образование госслужащих: практикум», проведенной 2 ноября Санкт-Петербургским межрегиональным ресурсным центром.
Ниже «Кадровый совет» публикует наиболее значимые советы и рекомендации, прозвучавшие в ходе этой конференции.
Новые изменения в законодательстве о госслужбе требуют создания для госслужащих условий, которые позволят руководителям и специалистам заниматься своим профессиональным развитием самостоятельно, в любое время и в любом месте. Формальное обучение — повышение квалификации, переподготовка, тренинги и семинары, проводимые даже с высокой периодичностью, не могут полностью обеспечить непрерывности образования госслужащих.
Выход из ситуации, по мнению экспертов, — обратиться к технологиям электронного обучения, создавать и развивать специальные информационно-образовательные ресурсы для госслужащих, такие как электронные учебные порталы, базы знаний, электронные библиотеки, базы данных. Либо модернизировать существующие информационные ресурсы, например, сайт органа власти дополнить функционалом «корпоративного портала», прибегнуть к помощи партнеров и воспользоваться возможностями библиотек, образовательных организаций.
Создание разнообразных ресурсов для непрерывности образования госслужащих вовсе не означает, что все они будут работать на 100 процентов и во взаимосвязи. До совершения конкретных шагов требуется пройти этап стратегического планирования, определиться с миссией проводимых изменений, их целями и задачами. Необходимо заняться аналитикой, выделить основные целевые группы, трезво осознавать их истинную мотивацию к саморазвитию.
Статистика образования взрослых свидетельствует, что Россия в этой области переживает сложный этап. Большинство организаций, как и органов власти, пока не создали условия для непрерывного развития кадров. В органах власти доминирует формальное образование. Госслужащие преимущественно инертны в своем профессиональном развитии, так как не создана система мотивации и стимулирования к этому. Очевидно, что непрерывное образование будет работать только в том случае, когда госслужащие будут ясно понимать его преимущества для себя, например, когда оно станет залогом их карьерного роста, позволит создать новые каналы коммуникации друг с другом, облегчит подготовку к прохождению очередной аттестации, поможет выполнять повседневную служебную деятельность. Если эти преимущества не будут объяснены госслужащим, работа по созданию системы непрерывного образования будет интересна только самим кадровым службам.
Создание электронных учебных порталов, систем дистанционного обучения — массовое явление, распространяющееся по органам власти регионов. Если 10−15 лет назад наличие системы дистанционного обучения госслужащих воспринималось как инновационная кадровая технология на госслужбе, сейчас около трети субъектов Российской Федерации имеют такие системы или используют их на базе образовательных организаций-партнеров. Остается не решенным вопрос качества. Большинство систем дистанционного обучения — бесплатные программные продукты, разрабатывавшиеся для вузовского обучения. При этом подходы традиционного вузовского образования, ориентированного преимущественно на hard skills, отличаются от подходов, которые должны использоваться в образовании взрослых, требующем преимущественно формирования soft skills.
Использование электронных курсов, ориентированных на формирование hard skills, разработанных без использования технологий педагогического дизайна, геймификации, с низким качеством сценарного планирования, экспертного состава, в большинстве случаев негативно отражается на восприятии электронного обучения у госслужащих в целом. В этой связи инициатор разработки или закупки электронных курсов (читай — кадровая служба) должен сам обладать необходимым минимумом знаний в области особенностей разработки таких курсов для того, чтобы корректно формировать технические задания.
Особенности образования взрослых, такие как восприятие любого знания через призму своего опыта, потребностей на работе, должны учитываться при создании и развитии всех информационно-образовательных ресурсов органов власти. Создание электронной базы знаний госслужащих, например, как элемента системы управления знаниями в органе власти, должно быть основано на понимании, какой ее контент действительно является ключевым для передачи, сохранения и трансформации знания в новое знание, какой контент имеет прикладное значение.
Особое значение в работе каровых служб приобретает умение продвигать создаваемые ресурсы. Электронные библиотеки для госслужащих, например, не будут востребованы, если читательская активность не будет постоянно стимулироваться. Аналогично с базами данных, например, подписных изданий — журналов, газет. Информация о наличии таких баз данных, их контенте, новинках, сервисных возможностях должна постоянно доводиться до пользователей — госслужащих по всем возможным каналам — через рассылку по электронной почте, «личные кабинеты», корпоративный портал или сервисы официального сайта.
Стоит учесть, что попытки органов власти сэкономить на создании информационно-образовательных ресурсов, например, путем модернизации своих сайтов под образовательные цели, как правило, безрезультатны. Функционально даже модернизированный сайт не сможет заменить систему дистанционного обучения. В целом, можно рекомендовать не пытаться изобретать велосипед и создавать специальные региональные информационно-образовательные ресурсы для госслужащих при наличии существующих, успешно себя зарекомендовавших коммерческих продуктов.
Общей проблемой регионов является нехватка финансов на реализацию комплексных проектов профессионального развития госслужащих. При этом ряд регионов все-таки находит оптимальные решения этой проблемы, а ряд — нет. Можно сделать вывод о том, что нехватка финансов не является основной причиной проблем. Скорее всего, причины кроются в организационной и правовой плоскостях. Еще одной рекомендацией для регионов в этой связи является создание подведомственных органам по управлению госслужбой образовательных организаций, которые могут принять на себя функции по созданию условий для непрерывного образования госслужащих.
Отдельный аспект — повышение компетентности специалистов кадровых служб органов власти в вопросах организации непрерывного образования госслужащих. Для этих целей Санкт-Петербург выступает с инициативой межрегионального сотрудничества кадровиков. В 2017 году начало действовать специализированное интернет-издание «Кадровый совет». Это средство массовой информации, предназначенное для аудитории руководителей и специалистов кадровых служб органов власти и государственных организаций, которое публикует не только актуальную информацию об изменениях в законодательстве на федеральном и региональном уровне, но и занимается распространением лучших кадровых практик субъектов Российской Федерации. Презентация СМИ прошла в рамках видеоконференции.
Андрей Мартынов