Образование через практику: как в «Сенеже» формируют кадровую экосистему будущего

Публичная презентация более 30 региональных практик, 217 заявок на внедрение, десятки участников из 61 региона России — таковы итоги первого модуля образовательной программы «Развитие кадрового потенциала государственной и муниципальной службы. Уровень 2». Она стала продолжением обучения 2024 года, и на этот раз ставка сделана на тиражировании успешных решений, передаче опыта и создании устойчивых горизонтальных связей между центрами компетенций.
Основная цель проекта, реализуемого Мастерской управления «Сенеж», — формирование единой экосистемы госцентров компетенций, способной обеспечить устойчивое развитие системы государственной службы в каждом регионе.
«Многие Центры компетенций уже стали драйверами изменений: они вносят большой вклад в совершенствование кадровой политики регионов, готовят управленцев нового формата. И сегодня задача „Сенежа“ — помочь выявить эти успешные практики и превратить их в системные решения для всей страны. Компетентные, эффективные руководители — фундамент развития государства», — сказал первый проректор Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей» Сергей Бочаров.
Рост через обмен практиками
Образовательный интенсив объединил более 60 сотрудников и руководителей региональных Центров развития компетенций и представителей органов власти, курирующих их деятельность. Программа собрала офлайн участников из 34 регионов, представители из еще 27 субъектов присоединились в онлайн-формате. Этот масштаб еще раз подтвердил запрос на развитие кадровых институтов, способных не просто обучать, но и становиться стратегическими партнерами власти.
По словам руководителя проектов направления «Центр надпрофессиональных компетенций» и департамента регионального развития АНО «Россия — страна возможностей» Алевтины Бухнер, ключевая задача программы заключалась в практической проработке идей.
«Проходила диагностика практик, тест презентаций, обучение по упаковке практик под задачу региона и его возможности», — пояснила она.
Важным элементом стали модули, направленные на формирование сообществ и поддержку молодых центров со стороны более зрелых команд.
От прототипа к системному решению
По итогам обучения были презентованы десятки решений, направленных на повышение эффективности государственной службы. Так, Курская область представила «Цифрового помощника» — чат-бота в Telegram, предоставляющего доступ ко всем учебным материалам и методическим рекомендациям для слушателей. Липецкая область рассказала о профориентационной настольной игре «Миссия „Госслужащий“», а Томская область представила практику «Муниципальный антистресс», ориентированную на повышение психологической устойчивости госслужащих.
Не менее важным результатом стало понимание новых подходов к управлению персоналом.
«Программа позволила мне сверху взглянуть на нашу систему оценки кадров… Внедрение предиктивной аналитики и интеграции систем оценки и дистанционного обучения — это рывок в будущее», — сказала руководитель Центра подбора и оценки кадров Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Кучина.
Экосистема как итог
Формируемая в рамках обучения экосистема госцентров призвана объединить разные уровни зрелости и профессиональной подготовки, предоставив возможность каждому региону опираться на успешные модели, адаптированные к его задачам. Продолжение программы в 2025 году предполагает выездные сессии, где команды смогут изучать реальные кейсы и перенимать решения напрямую.
Таким образом, «Сенеж» не только транслирует современные HR-практики, но и формирует сообщество, способное быть драйвером изменений на всей территории России. От передачи успешного опыта к созданию системных решений — таков путь, который проходит новая кадровая политика страны.
Напомним, сегодня Центры развития компетенций работают в 71 регионе России и помогают органам власти наращивать компетенции управленцев, повышая тем самым качество жизни граждан.
Фото предоставлено пресс-службой АНО «Россия — страна возможностей».