Игры, в которые играют госслужащие

Игры, в которые играют госслужащие

Геймификация или игрофикация стремительно проникает во все области жизни. Она используется и внедряется в разных сферах, среди которых: бизнес, маркетинг, социальная сфера, экология, здравоохранение, развитие персонала и, конечно, образование. Как и почему игрофикация завоевывает мир, какие игровые механики существуют, узнали участники марафона разработки настольных игр, который 6 ноября прошел в Санкт-Петербурге. 10-часовой практикум по разработке образовательных, профориентационных, трансформационных и бизнес-игр провели Вадим Дмитриев (компания «Игрофком») и Алексей Ильин («Школа Будущих Президентов»).

О профессиональных качествах игротехников, преимуществах игры и игрофикации обучения госслужащих «Кадровый совет» побеседовал с Вадимом Дмитриевым, который является преподавателем курса «Игропрактики», создателем новых интерактивных форматов, игр, брендов.

— Вадим, кто такие игротехники и чем они занимаются?

— Игротехник — это тот, кто проводит практическую игру. Игропрактик в общем случае — тот, кто её создаёт.

— В бизнесе игры применяются давно и успешно. Могут ли быть игры полезны в профессиональном развитии чиновников?

— Да, конечно. Практическая игра полезна тем, что позволяет опробовать новые знания, умения, навыки в почти живом поле. Это даёт возможность спасти живое поле от возможных ошибок при внедрении нового. А для чиновника, как мы понимаем, его живое поле — это живые люди. Таким образом можно внедрять новые инструменты управления без опасения навредить.

— Есть ли примеры успешных практик обучения госслужащих с применением игр? В каких проектах Вам довелось участвовать? Насколько госслужащие восприимчивы к игрофикации обучения?

— У Алексея Ильина, конечно, опыт больше. Укажу лишь, что мой тренинг по игрофикации для региональных чиновников, устроенный РАНХиГС в прошлом году, был признан слушателями лучшим в потоке. При том, что на тренинге были в основном люди немолодые и далёкие от игрового пространства. Сейчас мы находимся в процессе создания бизнес-игры для программы академии по развитию городов, также уже запущены игрофицирующие саму программу миллионные банкноты с изображением Петра Великого.

— Игры интересны только молодым специалистам, или возрастных ограничений нет?

— Согласно различным исследованиям у нас в стране от 60 до 85 млн человек, играющих в те или иные игры. У нас нет столько молодёжи, поэтому ответ очевиден.

— Какие приемы обычно используют игротехники?

— Игротехник должен обладать очень разнообразными знаниями и умениями. Он должен быть хорошим модератором, уметь поддерживать как игровую, так и групповую динамику. Он должен уметь моментально перестраиваться под ситуацию, вводить в игру новые данные, переводить отрицательные аспекты в положительные. Он должен уметь провести послеигровой вывод. При этом он должен быстро погружаться в контекст деятельности организации или компании, в которой проводится игра.

— Как определить профессионального игротехника?

— Как и любого другого профессионала его может определить, в первую очередь, такой же профессионал. На этом растущем рынке уже успели завестись симулякры или, как я их называю, «чёрные игротехники». Хорошим тестом является быстрое выполнение задания на подбор и перестройку имеющегося у него движка под ваш запрос.

— Какие преимущества есть, например, у настольной игры перед обычным семинаром, дискуссией?

— Практическая игра может нести несколько функций: обучающую, проблематизирующую, оценочную, командообразующую, закрепляющую знания и др. В дискуссиях и семинарах происходит проговаривание на определённую тему, в игре же происходит действие относительно обсуждаемого, своего рода проживание. Это позволяет понять материал изнутри, увидеть разные стратегии работы с ним, разные комбинации внутри его компонент.

— Какие советы можно дать тем, кто хочет создать игру именно для госслужащих? Есть ли какая-то специфика аудитории?

— Такой разработчик вместе с участниками должен, в первую очередь, иметь намерение сделать лучше жизнь граждан. Необходимо иметь чёткий образ результата, полезный как для самих служащих, так и для граждан и государства в целом. А процессно игра не будет сильно отличаться от бизнес-игры.

— Недавно в Петербурге прошел марафон настольных игр. Расскажите о нем подробнее. Как Вы считаете, распространение игрофикации в обучения госслужащих — это будущее или уже реальность?

— Мы проводили этот марафон с Алексеем Ильиным и его командой из «Школы Будущих Президентов» при поддержки Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра. Для меня это была 19 группа за последние два года, и могу заметить, что интенсивность нарастает. Участники данного марафона — педагоги, госслужащие, работающие игропрактики, тренеры. За день разработано восемь концепций совершенно различных игр — от профориентации до игрофикации дополнительного образования и пропаганды участия в выборах. Были использованы материалы моего авторского курса, в частности, хорошо себя показала механика личных конвертов, где каждому участнику выдавались элементы, из которых командно собирались концепты игр. Предполагаю, что данное мероприятие было не последним, так как есть все предпосылки к дальнейшему плодотворному сотрудничеству.