Министры труда и занятости G20 определили приоритеты
Министры труда и занятости стран «Группы двадцати» приняли декларацию по итогам встречи в японского городе Мацуяме. В документе обозначены действия государств по развитию занятости, сообщает пресс-служба Минтруда России.
Ключевыми темами встречи стали вопросы глобальных изменений в сфере занятости. Министры обсудили политические варианты решения проблем, возникающих в результате демографических изменений, новых форм занятости и глобальных усилий по достижению гендерного равенства.
«Чтобы сформировать Будущее сферы труда, ориентированное на человека, мы стремимся обеспечить согласованность политики сильного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного экономического роста, социальной интеграции, полной и продуктивной занятости и достойного труда, — отмечается в документе*. — Мы признаем, что действия и сотрудничество с социальными партнерами имеют ключевое значение для обеспечения того, чтобы Будущее сферы труда основывалось на надлежащих реакциях на демографические изменения, дальнейшем прогрессе в обеспечении гендерного равенства и разумном развитии новых форм занятости. Мы также продолжим выполнять наши обязательства по решению проблем рынка труда и социальных проблем».
Министры определили несколько приоритетов политики: адаптация к демографическим изменениям путем определения ключевых проблем и разработки политики приоритетов; создание инклюзивных и справедливых рынков труда для обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин; реагирование на новые формы занятости, в том числе путем обмена национальным опытом и практикой.
В декларации прогнозируется, что старение населения создаст новые возможности для трудоустройства, связанные с «серебряной экономикой». Однако без соответствующих действий это также может привести к нехватке рабочей силы и навыков, замедлению экономического роста, а также бедности и неравенству в пожилом возрасте. В связи с этим министры признали важность содействия обществу активного старения, которое позволяет всем участвовать в рынке труда без какой-либо дискриминации.
Участники встречи также отметили вопросы более длительной продолжительности трудоспособного периода жизни.
«Трудоспособный период жизни может быть более длительным в обществе активного старения. Мы признаем вклад качественных условий труда в психическое и физическое здоровье и безопасность работников. Мы подтверждаем, что в трудоспособном периоде нашей жизни для стабильности должно быть достаточно времени для частной жизни, — говорится в декларации. — Мы также ожидаем, что для многих людей структура трудоспособного периода жизни изменится с традиционной трехэтапной модели „образование, работа и выход на пенсию“ на более динамичную многоэтапную модель, в которой люди могут чаще вносить изменения в свою карьеру и модели трудовой жизни. Поэтому от них может потребоваться повышение квалификации и переподготовка на разных этапах жизни, чтобы они смогли идти в ногу с растущими потребностями рынка труда».
Одной из ключевых тем встречи министров стало обсуждение вопросов гендерного равенства. Страны отмечают, что «политика и практика в сфере труда должны быть скорректированы для обеспечения большего баланса между работой и личной жизнью и гендерным равенством».
«В соответствии с национальными условиями и при участии социальных партнеров мы будем работать над тем, чтобы уменьшить распространенность продолжительного рабочего времени, обеспечить надлежащую гибкость времени и места для мужчин и женщин, без оказания влияния на развитие карьеры, и содействовать качественной работе с частичной занятостью», — заявлено в декларации.
Отдельный раздел в декларации посвящен новым формам труда. Министры отмечают, они «могут устранить барьеры на пути к труду, обеспечить важные источники занятости и доходов и предоставить возможности для того, чтобы сделать нашу экономику более инклюзивной».
«С другой стороны, они вызывают обеспокоенность в связи с плохими условиями труда и недостаточной социальной защитой, бросая вызов существующей политике в сфере труда. В частности, работа на цифровой платформе, рассредоточенная по всему миру, создает трудности для эффективной защиты работников», — зафиксировано в документе.
При этом, несмотря на различные национальные условия, политические решения в связи с новыми формами занятости, у членов «Группы двадцати» схожи: правильная классификация работников, борьба с неформальной занятостью, расширение прав, социальной защиты работников и возможности обучения на протяжении всей жизни.
Для решения этих проблем и максимального использования возможностей новых форм занятости министры предлагают укреплять базу фактических данных и продолжать обмениваться опытом и передовой практикой в консультации с социальными партнерами и при поддержке международных организаций.
Фото с сайта Минтруда: https://rosmintrud.ru.
*Цитаты из текста неофициального перевода Декларации.