Программа «Профессионал» как путь непрерывного сопровождения профразвития педагогического коллектива

Программа «Профессионал» как путь непрерывного сопровождения профразвития педагогического коллектива

Современная школа живет в пространстве постоянных изменений стандартов, форматов аттестации, контрольно-измерительных процедур и т. д. Готовность работать в условиях изменений требует непрерывного повышения профессиональной компетентности педагога по широкому кругу вопросов.

Сопровождение профессионального развития педагога — важнейшая задача школы. Особое место в списке источников профразвития учителя занимают внутришкольные (или корпоративные) программы. Они позволяют оперативно реагировать на изменения образовательной ситуации и учитывать запросы педагогического коллектива.

Одной из таких программ является программа «Профессионал» — проект Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга, победившей в номинации «Лучшая кадрового технология в профессиональном развитии персонала» ежегодного конкурса кадровых практик в Северной столице.

Внутрикорпоративная программа непрерывного сопровождения профессионального развития педагогического коллектива реализуется с 2000 года. Она выдержала три редакции с учетом образовательной ситуации в России и Санкт-Петербурге, концепций программа развития, реализуемых в школе, образовательных интересов и запросов педагогов, предложений из регионов. В ее реализации участвуют ведущие вузы Петербурга, библиотеки, музеи и театры города.

Цель программы «Профессионал» — сформировать коллектив высококлассных специалистов, способных на современном уровне решать общие педагогические задачи в соответствии с основными направлениями развития отечественного образования, предоставлять образовательные услуги, отвечающие запросам и потребностям учащихся в контексте современной социокультурной ситуации.

Авторы программы использовали комплексный подход к решению проблемы профессионального развития персонала, а также опирались на принципы сопровождения и успешности как ведущие принципы работы с персоналом.

Сопровождение в контексте программы понимается как создание психологически комфортных условий деятельности педагога; оказание педагогу всесторонней (психологической, методической, правовой, социальной, информационной) ненавязчивой помощи при решении возникающих вопросов; привлечение специалистов разного профиля к консультированию педагогов; привлечение педагога к реализации программ и проектов на основе сотрудничества и

педагогического сотворчества; обеспечение разноплановой (с привлечением независимых экспертов) экспертизы профессиональной деятельности педагога; обеспечение условий профессионального роста с учетом адекватно оцененного уровня профессиональной компетентности и запросов и интересов самого педагога.

Под успешностью (ориентацией на успех) разработчики программы подразумевают актуализацию «сильных сторон» деятельности педагога и спокойное преодоление «проблемных ситуаций»; непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений; создание условий для реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха» для каждого педагога; активное использование механизмов поощрения педагогов, создание «праздников успеха».

Программа состоит из пяти взаимосвязанных модулей: индивидуальное сопровождение педагогов, корпоративная учеба, редакционно-издательская деятельность, фестивали и праздники успеха, выход в город (общекультурное развитие педагогов).

Наполнение каждого модуля содержит ответы на вопросы «ЧТО?» (общая направленность), «ДЛЯ КОГО?» (адресат программ сопровождения и повышения квалификации), «КАК?» (технологии и формы реализации программы), «ГДЕ?» (площадки повышения квалификации и профессионального развития педагогических кадров).

Например, в рамках модуля «Индивидуальное сопровождение» для молодых специалистов, участников профессиональных конкурсов или аттестуемых учителей разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, назначаются наставники, проводятся стажировки.

На ежегодных мероприятиях «Фестиваль открытых уроков», «Фестиваль мультимедийных продуктов и ЭОР», «Фестиваль успешных проектов» (модуль «Общественно-педагогические акции и праздники успеха») демонстрируется не только достижения, но, что очень важно, проводятся мастер-классы и другие практические занятия.

Модуль «Выход в город» — это развитие общей культуры педагогов. В городских квестах, экскурсиях, акциях «Тотальный диктант», «Тотальный географический диктант», «Ночь музеев» и др. участвуют все члены педколлектива с приглашение школ-партнеров и родительской общественности. После мероприятия обязательно проводятся обсуждения в методических объединениях, пишутся аннотации и рецензии, разрабатываются методические рекомендации по использованию ресурсов региона в работе с учащимися.

Сегодня программа внедрена более чем в 120 образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской, Челябинской областей, ХМАО, в школах Сочи, Самары, Липецка, Казани и др.