Обучающий опросник — оценка и обучение сообща
Как объективно оценить знания сотрудника и при этом восполнить недостающие у него компетенции? В большинстве организаций используется традиционный подход. Сначала проводится оценка персонала, затем на основе ее результатов обучение. А что, если совместить процессы оценки и обучения?
Ниже мы расскажем о подобном проекте, внедренном в одной из образовательных организаций Санкт-Петербурга — гимназии № 446 Колпинского района. Название этого проекта — «Обучающий опросник».
Обучающий опросник — это вопросы и задания, которые ориентированы на усвоение сотрудником небольших объемов профессиональной информации с последующим анализом (либо самоанализом), возможностью исправления своих ошибок. Формирующее оценивание центрировано на работнике, позволяет ему в короткие сроки выявить перечень профессиональных дефицитов, осознать свою роль в организации и составить дорожную карту построения профессиональной карьеры.
«Данная технология применяется в гимназии 2 года. Сейчас разработано два обучающих опросника — „Выявление дефицитов при вхождении специалиста в профессию“ и „Выявление дефицитов при проектировании профессиональной карьеры“. За это время опросники прошли все педагоги. Результатом можно считать сформулированный сотрудниками запрос на информационно-методическую помощь по различным вопросам профессиональной деятельности, удовлетворение этого запроса и, как следствие, повышение уровня профессиональной компетентности», — рассказали «Кадровому совету» в образовательной организации.
Формирующий опросник, как правило, сопровождается рекомендациями и обучающими модулями, которые содержат необходимую профессиональную информацию, правила, алгоритмы, примеры. Это позволяет работнику, проходящему оценку, одновременно восполнить пробелы в профессиональной сфере. Формирующий опросник, при желании, можно превратить в формирующий тест с предполагаемыми вариантами ответа. Эффективность работы повышается, если тест выполняется в интерактивном режиме с использованием системы гиперссылок, а для активизации работы возможно наличие наводящих вопросов и подсказок.
Опросники разрабатываются административной командой в соответствии с актуальными направлениями развития гимназии. «Ответы проверяют представители администрации, методисты, профсоюзный комитет. Решение о том, что группе работников необходимо предложить пройти обучающий опросник, принимает Методический совет гимназии и сами работники», — отметили в гимназии, добавив, что на прохождение опросника сотруднику дается не более 7 дней.
В гимназии рекомендуют строить содержание опросника таким образом, чтобы его вопросы соответствовали конкретному этапу трудовой деятельности оцениваемого сотрудника. Это будет способствовать не только мотивированию работника к самопознанию, но и решению постановке дифферинцированных производственных задач, актуальных на данном этапе.
Краткие обучающие опросники могут стать основой глобальных программ оценки и развития кадрового потенциала организации. К результатам использования обучающих опросников следует отнести формирование осознанной адекватной и критичной самооценки работниками индивидуальных потребностей в развитии, формирование в организации новой информационно-коммуникационной культуры, поддержку в рабочем состоянии механизма обратной связи с сотрудниками.