Репрезентативные исследования как эффективный способ изучения отношений государства с людьми

Репрезентативные исследования как эффективный способ изучения отношений государства с людьми

Для изучения взаимоотношений человека и государства необходим широкий набор инструментов анализа, чтобы получить максимально точные и полные результаты. Такие исследования проводит Центр разработок «Государство для людей». Как работает организация на конференции «Обратная связь от граждан. Современные методы и сервисы анализа данных» рассказала начальник Управления мониторинга и обратной связи Мирослава Цапко.

Мнение людей относительно предоставления им государственных услуг изучают различные организации. И как показывает анализ, удовлетворенность граждан получением услуг на ЕПГУ в среднем на уровне 4,5 балла из 5 возможных. Однако это реакция людей на свершившиеся факты и уже реализованные действия властей. Центр разработок «Государство для людей» работает несколько по-другому, отмечается на сайте Аналитического центра при правительстве Российской Федерации.

«Нам же интереснее сначала выяснить, что действительно нужно людям, и на основе этих знаний сформировать национальные проекты, а уже потом измерять их удовлетворенность от действий и решений государства. То есть наш фокус работы — на изучении потребностей граждан, особенно в условиях постоянно меняющихся жизненных обстоятельств», — сказала Мирослава Цапко.

По ее словам, центр проводит анонимные репрезентативные исследования, построенные на основополагающих правилах социологии. Его сотрудники используют широкую палитру существующих методов и возможностей. Кроме этого Центр разработок открыт к сотрудничеству с другими исследовательскими компаниями и организациями.

«Таким образом накапливается огромный массив данных, при помощи которых можно анализировать цифровой след и поведение человека в целом, а также различные формы взаимодействия человека, государства и бизнеса», — уточнила спикер.

Мирослава Цапко также отметила, что информация, которую можно получить через обращения граждан, тоже важна, но это только один взгляд на проблему.

«Обращения граждан — это сигнальная система, которая говорит о возникающей активности в той или иной сфере. Ими даже научились спекулировать, наращивая или сокращая количество жалоб. Однако дальше для прояснения ситуации используются классические методы работы с документами — качественный анализ, контент-анализ и качественный контент-анализ», — подчеркнула представитель Центра разработок.

Она напомнила, что закономерности, давно выявленные социологами, говорят о том, что люди, у которых системно всё хорошо, ничего никуда не пишут. В этом смысле, обращения граждан, как правило, рисуют однобокую картину мира.

Между тем комплексные исследования дают более полноценное восприятие ситуации и взаимодействия человека и государства, даже если непосредственного активного общения опрошенного человека с государством по конкретной проблеме не происходило.

«Наша задача — сформировать представление об отношении к той или иной проблеме с учётом мнений самых разных респондентов, и кратчайший путь к её решению лежит через репрезентативные исследования», — подытожила Мирослава Цапко.

Добавим, конференция «Обратная связь от граждан. Современные методы и сервисы анализа данных» организована АЦ при поддержке компании Brand Analytics — разработчика системы анализа соцмедиа и СМИ. Это была первая конференция, посвящённая обмену опытом и лучшими практиками сбора и анализа обратной связи от граждан для поддержки принятия решений.

Фото by wayhomestudio с сайта Freepik https://www.freepik.com.