Образование и рынок труда: три узких места на пути к устойчивому развитию

Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС представил результаты комплексного исследования, посвященного актуальной проблеме взаимодействия образования и рынка труда. Исследование, основанное на опросе более 21 тысячи преподавателей вузов и глубинных интервью со студентами и выпускниками столичных учебных заведений, выявило ключевые затруднения в обеспечении своевременного и эффективного трудоустройства молодежи.
По данным Росстата, к маю 2024 года число безработных в России составило 2 млн человек, из которых 16,1% — молодёжь до 25 лет. На первый взгляд, ситуация кажется допустимой: молодые люди учатся, и их более поздний выход на рынок труда соответствует общемировым трендам. Однако в условиях дефицита 4,8 млн работников в национальной экономике даже такой уровень молодежной безработицы вызывает обоснованные вопросы.
Первое проблемное звено, по мнению исследователей, — это слабая координация между системой профессиональной ориентации и образовательным процессом. Хотя 66% преподавателей оценивают шансы своих студентов на трудоустройство как «хорошие» или «отличные», каждый четвертый педагог даёт лишь «удовлетворительную» оценку, а 4% — считают, что их выпускникам будет трудно найти работу.
Оптимизм демонстрируют преподаватели в области компьютерных наук, инженерии и архитектуры — более 74% из них уверены в высоких шансах студентов на трудоустройство. Гуманитарии, преподаватели искусства и естественных наук более сдержанны: лишь 53−61% из них придерживаются положительных оценок. На прогнозы трудоустройства, как отмечают эксперты, влияет наличие производственной практики и сотрудничество вузов с работодателями. Так, при наличии практики доля преподавателей, уверенных в трудоустройстве студентов, составляет 72%, а при её отсутствии — всего 34%.
Второе слабое звено касается восприятия реального рынка труда самими студентами и выпускниками. Основная проблема, которую они отмечают, — это несоответствие между полученным образованием и требованиями работодателей. Повышение квалификации и переподготовка, вопреки ожиданиям, также не воспринимаются молодежью как действенные механизмы интеграции в рынок труда. У многих отсутствуют базовые навыки поиска работы: как составить резюме, как вести себя на собеседовании, в каких секторах искать вакансии.
Молодые специалисты испытывают также разочарование в государственных и частных институтах, которые должны помогать с трудоустройством. Биржи труда, по их мнению, не обладают репутацией эффективных посредников. Отсутствие институциональной поддержки усиливает ощущение отчужденности выпускников от рынка труда.
Третий фактор, затрудняющий трудоустройство, — это несоответствие ожиданий молодых людей реальным предложениям. Воспитанные в установках на быструю самореализацию, самоуважение и индивидуальность, они часто стремятся к немедленному успеху, не принимая ценности поступательного роста и долгосрочной инвестиции в профессиональные навыки. Даже в условиях дефицита кадров эта внутренняя установка мешает гибко адаптироваться к возможностям, которые предлагает рынок.
Исследование делает вывод о наличии трёх ключевых причин, препятствующих эффективному трудоустройству молодежи:
- Отсутствие согласованной стратегии сближения образовательной и трудовой сфер;
- Недостаточная межрегиональная координация между вузами и работодателями;
- Дефицит компетенций у выпускников в вопросах самопрезентации, поиска работы и ориентации в экономических реалиях.
Проблема комплексная и требует системного решения. Пока же, как отмечают исследователи, поддержка родителей и старших родственников смягчает негативные последствия, создавая для выпускников временную «подушку безопасности». Однако устойчивое будущее возможно лишь при условии, что образование и рынок труда начнут говорить на одном языке — языке компетенций, реалистичных ожиданий и взаимной ответственности.
Фото с сайта Freepik https://www.freepik.com/.