Государственная служба на пороге Первой мировой

Государственная служба на пороге Первой мировой

Знаете ли вы, что чиновники дореволюционной России должны были избегать конфликта интересов, а государственный служащий мог быть уволен по утрате доверия? Кадровый совет собрал для вас несколько фактов о государственной службе в дореволюционной России 1914 года.

Ставка на молодежь — современный тренд государственной службы. А вот до революции 1917 года поступить на госслужбу можно было и вовсе в четырнадцатилетнем возрасте. Правда, действительная госслужба начиналась с 16-ти лет.

Иметь диплом Гарварда или Принстона сегодня престижно. В отдельных случаях диплом MBA, полученный где-нибудь в Стокгольме, — весьма существенное преимущество кандидата. Но знаете ли вы, что поступающие на госслужбу в дореволюционной России должны были получить непременно отечественное образование, по крайней мере, в возрасте от 10 до 18 лет. В противном случае госслужащим можно было стать только с особого Высочайшего разрешения.

Сравнительно недавно в законодательстве о госслужбе Российской Федерации появилась норма, по которой выпускники вузов с красным дипломом получили преимущества при продвижении на службе. Любопытно, что похожие нормы были и в имперской России. Например, окончание курса средних учебных заведений с отличием позволяло стать госслужащим даже тем лицам, которые не имели такого права по сословному происхождению. Наличие высшего образования сокращало срок выслуги в первом классном чине, притом что с высшим образованием начать карьеру госслужащего можно было сразу в двенадцатом, десятом или девятом чине. Степень доктора же и вовсе позволяла получить чин восьмого класса.

Присвоение чинов госслужащим ведёт свой отсчет с небезызвестного табеля о рангах, изданного Петром Великим в 1722 году. Первоначально было установлено четырнадцать рангов или классов. Некоторые их названия, например, «коллежский асессор», «губернский секретарь», «статский советник», нам хорошо известны по классической литературе и кинематографу. По петровскому законодательству чины соответствовали должностям, однако со временем эта зависимость исчезла. К началу Первой мировой войны чинов было 12. Чины девятого и тринадцатого класса были упразднены.

Для государственных служащих, как и сегодня, раньше применялось материальное стимулирование и действовала развитая система нематериальной мотивации. Последняя имела как привычные нам формы: чины, ордена, медали, единовременные денежные выдачи (современные премии), Высочайшее благоволение (современные грамоты и благодарности), подарки от Высочайшего имени (сегодня это ценные подарки), так и выглядящие сейчас совсем уж экзотическими такие формы поощрения, как кафтаны и звания личного, потомственного почетного гражданства. Государственного служащего могли поощрить и зачётом в действительную государственную службу времени, «проведенного в частных занятиях в правительственных и общественных учреждениях». Судимость могла не считаться препятствием к получению наград, что также рассматривалось как поощрение госслужащего.

Денежное содержание госслужащего во все времена вопрос актуальный. В царской России времён Николая Второго чиновник получал содержание из трёх частей: жалованья, столовых и квартирные денег. При выходе в отставку он мог рассчитывать на пенсию или единовременное пособие. Размер пособия определялся жалованьем. Размер пенсий варьировался. Всего существовало 9 разрядов пенсий — от 85 рублей 50 копеек до 1143 рублей 60 копеек (на 1914 год). Для сравнения, аренда квартиры размером в 100 аршин в Петербурге обошлась бы в 25 рублей, покупка бутылки молока — в 8 копеек, а приобретение полного собрания сочинений Лермонтова стоило бы 3 рубля 50 копеек. Прекрасное никогда не было дешёвым.

Кодекс этики служебного поведения — вовсе не инновация для российской госслужбы. Царским чиновникам, как и современным, вменялось в обязанность, например, и вне службы вести такой образ жизни, который бы не подрывал достоинства власти. В частной жизни требовалось соблюдать приличие и добрые нравы. Некоторые занятия, несовместимые с государственной службой, воспрещались. Начальству же предписывалось наблюдать «за поведением и обхождением своих подчинённых и побуждать оных к добродетелям и похвальному любочестию, удерживая от безбожного жития, пьянства, лжи и обманов».

Завершим же мы рассказ о госслужбе образца 1914 года цитатой выдающегося российского юриста, исследователя, профессора Н. М. Коркунова. В изданном уже после его смерти учебнике «Русское государственное право» он писал следующее: «…для успешной деятельности органов государственной власти требуется прежде всего, чтобы они состояли из лиц, надлежащим образом подготовленных к такого рода деятельности. Для этого требуется знание и опытность. Знание даётся специальным образованием; опытность — предварительной практической подготовкой. Но затем надлежащим образом подготовленные лица только тогда могут с успехом выполнять свои обязанности, если они не будут отвлекаемы заботами об обеспечении себе средств существования, если они всецело могут посвятить себя государственной службе. Всем этим условиям могут удовлетворять только лица, избравшие государственную службу своею специальной профессией, к которой они хорошо подготовляются и которая даёт им вместе с тем и средства существования».

Актуально, не правда ли?

Андрей Мартынов

Фото с сайта: http://www.gorduma.nnov.ru.