Пандемия COVID-19 как катализатор процессов цифровизации госсектора
Влияние пандемии Covid-19 на экономику было не только негативным. Она в частности послужила катализатором процессов цифровизации корпоративного и государственного сектора. К такому выводу пришли авторы исследования «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии». В работе участвовали эксперты Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС, АНО «Центр перспективных управленческих решений» и компании Google.
Как отмечается в главных выводах исследования, 57% представителей бизнеса заявили, что пандемия способствовала ускорению цифровизации внутри компаний, 38% - изменению культуры управления и корпоративной культуры, а 29% устранению или реорганизации неэффективных процессов, отделов и регламентов.
Говоря о госсекторе, авторы исследования называют два положительных фактора. Во-первых, ускорилась давно назревшая цифровизация процессов, которые в «аналоговом» виде были менее эффективны. Во-вторых, внедрение цифровой трансформации (ЦТ) на госслужбе стало восприниматься с бóльшим оптимизмом, поскольку многие лица, принимающие решения, увидели реальную пользу и выгоду от перевода процессов в цифровой формат.
Кроме того, во время пандемии интенсифицировалось использование цифровых технологий населением. Как утверждает 1/3 опрошенных, за время пандемии они чаще стали пользоваться цифровыми сервисами.
В выводах также говорится, что большинство представителей госсектора считают целесообразным партнерство между государством и крупным бизнесом в преодолении последствий коронакризиса. Некоторые из них полагают, что сложившиеся социально-экономические обстоятельства благоприятствуют более тесному сотрудничеству государства с бизнесом, в том числе по линии ИТ-продуктов.
Между тем одним из главных рисков цифровизации госслужащие называют нарушение информационной безопасности и потенциальные сбои в работе с персональными данными. Многие также видят опасность в нестабильности цифровых решений, в частности, из-за плохого покрытия территории регионов мобильным интернетом, сбоев серверов и т. д.
«Органы государственной власти находятся в состоянии перехода к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами, что в текущих условиях предполагает необходимость ЦТ и изменения культуры госуправления. Однако целостного понимания стратегических задач ЦТ в большинстве органов государственной власти нет — это отмечают сами госслужащие. Они отмечают готовность государства к сотрудничеству с крупным технологическим бизнесом в сфере ЦТ. Органы государственной власти, как показало исследование, испытывают потребность в консультационной поддержке по части реализации ЦТ, и частично такая поддержка могла бы быть предоставлена компаниями цифрового сектора на прозрачной коммуникационной площадке», — делают вывод эксперты.
По словам, директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксении Ткачевой, исследование было задумано летом 2020 года, когда появилась иллюзия, что к концу года о COVID-19 можно будет говорить в прошедшем времени.
«Сейчас мы понимаем, что пандемия и все, что ее сопровождает, перешли с нами в 2021 год и могут продлиться еще какое-то ощутимое время, так что выводы нашего исследования и рекомендации, которые мы даем, стали еще более актуальными, — отметила Ксени Ткачева во вступительном слове к исследованию. — Пока рано делать выводы о долгосрочном влиянии 2020 года, более ясно мы увидим его в течение нескольких ближайших лет. Но уже сейчас можно сказать с уверенностью, что критическими для государства и общества стали вопросы, связанные с цифровизацией, с этикой, с прозрачностью и клиентоцентричностью, с доверием между разными акторами: государством, обществом, бизнесом. Эти вопросы предстоит разносторонне исследовать, совместно активно искать на них ответы, делать практические выводы, и наша команда будет и дальше участвовать в этом поиске».
С полным текстом исследования можно ознакомиться на сайте Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации.