Исследование: HR-тренды в России сегодня и завтра

Исследование: HR-тренды в России сегодня и завтра

Цифровизация HR, удержание персонала, клиентоцентричность, работа с молодежью, развитие персонала. Что в тренде сейчас, а что будет влиять на управление кадрами завтра?

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) провела исследование ключевых тенденций в HR в России. В полном объеме результаты будут опубликованы в сборнике «10 главных российских HR-трендов 2025» серии «Новое в менеджменте». Между тем познакомиться с основными тезисами можно уже сейчас на страницах сетевого издания «Ведомости».

В материале заместителя директора Центра управленческой аналитики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Юлианы Вербицкой (Петровой) говорится, что провести опрос работодателей — всего в нем приняли участие 156 директоров и менеджеров по персоналу, а также руководителей высшего звена — ВШБ помогли платформа hh.ru и стаффинговая группа «Анкор».

Участникам исследования предложили список из 14 тенденций. Перечень был составлен ВШБ на основе анализа зарубежных и российских источников и скорректированный после консультаций с экспертами по HR.

Как показал опрос, списки трендов, важных в 2024 году, и трендов, которые будут играть определяющую роль в 2025—2026 годах, существенно различаются. Поэтому десятка важнейших тенденций в HR была сформирована по композитному баллу.

В тройку актуальных сегодня трендов вошли увеличение усилий для удержания персонала (его выбрали 87% респондентов), расширение воронки кандидатов (78%), человекоцентричность (59%). А в следующие два года лидерские позиции займут увеличение вложений в укрепление бренда работодателя (68%), рост значимости инициатив по повышению производительности труда и операционной эффективности (63%) и активное создание условий, стимулирующих внутреннюю мобильность персонала (61%).

Как отмечают эксперты, увеличение усилий для удержания персонала — мегатренд на российском рынке труда. Это связано как с обострившимся дефицитом кадров, так и с ростом конкуренции за персонал. Кроме того, компании пытаются удерживать сотрудников, чтобы минимизировать расходы на адаптацию новичков, так как кандидаты при переходе в новую компанию рассчитывают на заработную плату, которая выше нынешней на 20−30%.

Согласно опросу ВШБ, 71% респондентов отмечают, что их компания сейчас тратит больше сил и денег на удержание сотрудников, нежели в 2019 году. 61% опрошенных предложат ценному работнику, желающему уволиться, контроффер с пересмотром параметров, из-за которых человек хочет уволиться.

При этом доля респондентов, проголосовавших за значимость удержания персонала в 2025—2026 годах, оказалась на 28 п. п. меньше доли отметивших текущую важность этой тенденции. Заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом компании «Анкор» Татьяна Баскина объясняет эти цифры чрезмерным оптимизмом некоторых работодателей. По ее оценкам, курс на удержание персонала только усилится в ближайшие два года.

Кроме этого дефицит кадров вынуждает работодателей расширять воронку кандидатов: компании стали обращать внимание на категории сотрудников, которых они раньше не нанимали или нанимали редко, а также снижать пороговые требования к кандидатам.

По данным опроса ВШБ, hh.ru и «Анкора», в этом году 35% работодателей задействуют новые онлайновые и офлайновые каналы для поиска и привлечения сотрудников; 27% отменили ряд формальных требований к кандидатам, а 17% стали чаще нанимать на работу предпенсионеров или пенсионеров. Тем не менее 45% респондентов не нанимают и не собираются нанимать работников старшего возраста. А две трети респондентов не готовы принимать на работу ни иностранцев, ни заключенных ФСИН, ни инвалидов.

Что касается человекоцентричности, то самая популярная мера этого года — оптимизация процессов в компании, чтобы сделать их проще и удобнее для сотрудников (30%). 27% респондентов опроса изучают, как складывается путь сотрудника от прихода в компанию до увольнения. При этом 23% опрошенных компаний не изучали и не намерены изучать опыт сотрудников.

Кадровый голод также влияет на работу с брендом работодателя. В последние годы компании активно укрепляют его и увеличивают вложения в его развитие.

По данным опроса, самой популярной мерой укрепления HR-бренда в последние пять лет была работа со студентами (22% респондентов). В этом году компании прежде всего были сосредоточены на разработке отдельных маркетинговых и коммуникационных стратегий, направленных на те или иные категории потенциальных сотрудников (31%), и формулировании ценностного предложения потенциальным сотрудникам (EVP, 29%).

Если говорить о повышение производительности труда, то по данным опроса ВШБ, hh.ru и «Анкора», самые популярные меры повышения производительности труда и операционной эффективности в 2024 году — пересмотр целевых показателей производительности труда (29%) и целевых показателей, связанных с сокращением потерь и неэффективных запасов (27%). Самые популярные меры на ближайшее будущее — обучение персонала и топ-менеджмента культуре непрерывных улучшений (23% и 21% соответственно).

Еще один тренд в топ-3 в следующем году — внутренняя мобильность персонала. Исследование показало, что подавляющее большинство работодателей поддерживают внутреннюю мобильность сотрудников. 63% компаний внедряют программы по ее стимулированию, 71% поощряют внутренние переходы сотрудников в другие подразделения, а 43% респондентов собираются внедрять внутренние маркетплейсы талантов.

Добавим, в число главных трендов не вошли применение ИИ в управлении персоналом; прозрачность системы оплаты труда, карьерных траекторий, стратегии и целей компаний для сотрудников; рост привлечения внештатной рабочей силы; внедрение гибких организационных структур.

Фото с сайта Freepik https://www.freepik.com.